Аннотация:Обсуждается концепция социализации и развития личности ребенка Джудит Рич Харрис, специалиста в области психологии развития. Ее новаторские работы на рубеже ХХ–ХХI веков поспособствовали ревизии представлений о роли среды и наследственности в развитии человека. Дж. Р. Харрис обрела известность в качестве автора дискуссионных книг – «The Nurture Assumption: Why Children Turn Out the Way They Do» (1998) и «No Two Alike: Human Nature and Human Individuality» (2006). Она подвергла критике распространенный взгляд, что родители и стили воспитания в семье служат определяющими факторами в развитии детской личности. Основная идея работ Дж. Р. Харрис Харрис заключается в том, что личность ребенка в больше степени формируется его непосредственным социальным окружением и наследственностью, нежели целенаправленными усилиями родителей и учителей. Она доказывает, что в основе социальной адаптации человека лежит контекстуальная чувствительность. Поведение ребенка специфично для той ситуации, в которой оно сформировано, и это поведение спонтанно перестраивается при попадании в иную социальную окружающую среду, с учетом требований новой ситуации. Дж. Р. Харрис доказывает, что воспитание, которое дети приобретают в семье, не имеет для развития личности долговременных последствий, в отличие от поведения, формируемого детьми за пределами дома. Дети социализируются преимущественно в общении со сверстниками, а их личности развиваются посредством опыта взросления, получаемому за пределами семейного круга. Благодаря успехам биологических наук, поведенческой генетики и расшифровки человеческого генома психология развития в целом и исследования социализации в частности получили на рубеже ХХ–ХХI веков дополнительные стимулы для ревизии сложившихся представлений. Наблюдения лингвистов, этнографов, биологов, антропологов также побуждают современных психологов пересматривать свои привычные концепции.