Аннотация:Проблематика детско-родительских отношений в юношеском возрасте исследуется достаточно редко. Период юношества – кризисный этап активной перестройки внутреннего уклада личности и преобразования внешних условий, в том числе социальной ситуации развития, этап, когда особую значимость приобретает феномен одиночества. Личность юношеского возраста не только встречается с возрастной задачей формирования интимности, но и находит ресурс в состоянии наедине с собой. При изучении этого феномена исследователи редко рассматривают его во взаимосвязи с активно видоизменяющимися детско-родительскими отношениями. Гипотеза исследования: тяжелее переживают одиночество в юношеском возрасте дети родителей, демонстрирующих гипопротекцию как ведущий тип воспитания. Эмпирическое исследование взаимосвязи переживания одиночества и особенностей детско-родительских отношений проводилось на выборке в 96 диад «родитель – ребенок», Mx=19,6 лет, σ=1,9. Для сбора психодиагностического материала использовались методики «Анализ семейных взаимоотношений» Э.Г. Эйдемиллера и В.В. Юстицкиса и «Дифференциальный опросник переживания одиночества» (краткая версия) Д.А. Леонтьева и Е.Н. Осина. В результате статистического анализа был выявлен ряд закономерностей, выражаемых в достоверных взаимосвязях между такими дисгармоничными тенденциями детско-родительских отношений, как гиперпротекция, недостаточность требований-обязанностей, недостаточность требований-запретов, неразвитость родительских чувств, проекция на ребенка собственных нежелательных качеств и субъективным переживанием одиночества, зависимостью от общения. С помощью анализа различий было выявлено, что родители детей, демонстрирующих относительно низкий уровень зависимости от общения, обнаруживают у себя тенденции чрезмерности требований-обязанностей, минимальности санкций, низкого уровня воспитательной неуверенности.