Аннотация:Автор исследует конституционно-правовые режимы девяти бывших советских республик, их конституции, а также законы, акты президентов и иные инструменты воздействия на социальную политику и приходит к выводу, что главы государств непосредственно определяют форму и содержание социальной политики. Например, президенты не только устанавливают общие направления социальной политики, но и определяют конкретный размер социальной помощи и категории граждан для её получения, стандарты социальной жизни, конкретные показатели достатка и уровня жизни и т.д., а в некоторых случаях – размеры стипендий, зарплат, пенсий и пенсионных надбавок. Социальная политика выступает одним из способов укрепления и концентрации президентской власти при невозможности других властных институтов что-то противопоставить президенту. Социальные полномочия президентов рассматриваемых стран, за редкими исключениями, не следуют прямо из конституций и обосновываются с помощью особого статуса главы государства и его роли в обеспечении суверенитета, гражданского согласия и национальной безопасности. Для управления социальной политикой президенты могут по своему усмотрению использовать как прямые инструменты (например, акты, право законодательной инициативы), действуя непосредственно от своего имени, так и косвенные (например, поручения, рекомендации, послания), действуя с помощью других органов власти. Инструментарий президента неограничен. В статье отмечается, что даже парламентское правление в ряде государств может выступать ширмой для президентского управления социальной политикой. В результате президентские инструменты социальной политики могут быть использованы как для воздействия на другие ветви власти, приводя к эрозии системы разделения властей, и в особенности парламентаризма, так и на население, которое связывает с президентом свои социальные ожидания. Последнее создаёт восприятие президентского института как распределителя социальных благ. В условиях, когда ни один властный институт ничего не может противопоставить присвоению президентами социальных полномочий, естественным пределом таких полномочий выступают не конституция и право, а финансово-экономические возможности государства.