«Эмпатия у врачей и студентов медицинских и психологических вузов: русскоязычная апробация Джефферсоновского опросника (Jefferson Scale of Empathy)»статья
Аннотация:Введение. Свойства эмоциональной и когнитивной сферы в составе интеллектуально-личностного потенциала человека - одна из актуальных проблем в психологии. Эмпатия выступает важным компонентом, и ее изучение может осуществляться в рамках разных методологических оснований. В российской психологии применяется ряд опросников оценки уровня эмпатии, однако применительно к оценке эмпатии у сотрудников системы здравоохранения, таких инструментов еще нет. Поэтому нами был выбран и адаптирован опросник, который специально разрабатывался для оценки эмпатии в медицинской сфере.
Целью исследования было рассмотреть на основе русскоязычной апробации опросника эмпатии, разработанного в университете Джефферсона (Jefferson Scale of Empathy), проблему понимания эмпатии, а также представленности этого свойства в психологическом профиле врачей и студентов-медиков и студентов-психологов. А также обоснование идеи включенности эмпатии в многоуровневые иерархии личности, регулируемые динамическими регулятивными системами.
Материалы и методы. Эмпатия измерялась с помощью апробированного опросника эмпатии, разработанного университетом Джефферсона, Jefferson Scale of Empathy, а также использовался опросник когнитивной и аффективной эмпатии, Questionnaire of Cognitive and Affective Empathy, в русскоязычной адаптации Белоусовой, Гейвандовой.
Выборку для апробации опросника эмпатии, разработанного университетом Джефферсона составили 355 человек; из них 125 человек студенты-медики; студенты -психологи 130 человек; 100 врачей.
Результаты исследования. Для опросника эмпатии Джефферсона подтверждена трехфакторная структура, аналогичная исходной англоязычной версии, со шкалами «взятие ответственности», «сострадательная забота», «ощущение нахождения в роли пациента». Продемонстрирована их конвергентная валидность со шкалами опросника когнитивной и аффективной эмпатии, QCAE. Принадлежность к группе оказывает влияние на параметры эмпатии у студентов психологов, студентов медиков и врачей. Студенты психологи проявляют большую эмпатию, чем студенты медики и практикующие врачи.
Заключение. Полученные данные позволяют считать удовлетворительными психометрические характеристики русскоязычного варианта Джефферсоновский опросник эмпатии. Принадлежность к группе оказывает влияние на параметры эмпатии у студентов психологов, студентов медиков и врачей. Показатели эмпатии выше у студентов психологов, чем у студентов медиков и врачей. Установлены связи с позволяют говорить о том, что эмпатия может быть включена в многоуровневые иерархии личности, регулируемые динамическими регулятивными системами.
Ключевые слова: эмпатия, Джефферсоновский опросник эмпатии, когнитивная эмпатия, аффективная эмпатия, эмпатия у студентов, эмпатия у врачей, динамические регулятивные системы.