Достоинство как психологическая категория и социальная практикастатья
Статья опубликована в журнале из списка RSCI Web of Science
Статья опубликована в журнале из перечня ВАК
Статья опубликована в журнале из списка Web of Science и/или Scopus
Дата последнего поиска статьи во внешних источниках: 24 июля 2024 г.
Аннотация:Проблема человеческого достоинства сегодня широко обсуждается в социальных науках. В психологии достоинство личности рассматривалось в связи с исследованиями чувства собственного достоинства и с представлениями о культуре достоинства как идеале социализации современного человека. Междисциплинарные дискуссии способствуют дальнейшему развитию этого понятия в категориальной системе психологии. В предлагаемой статье обсуждаются различные грани феномена достоинства в социальных науках и в истории культуры; описаны и охарактеризованы три типа европейских моральных культур: культура чести, культура достоинства и культура виктимности; основное внимание сфокусировано на присутствии в современном мире различных представлений и на разнообразии социальных практик культуры достоинства. Как исследователи, так и представители различных сообществ в одном социальном пространстве могут по-разному воспринимать и оценивать достойное и недостойное поведение личности. В культуре чести постулируется высокая чувствительность к неуважению, приветствуются брутальность, физическая храбрость, агрессивная защита статуса и репутации. В культуре достоинства добродетелями выступают благоразумие, самообладание, опора не на внешние оценки, а на внутренние ресурсы, толерантность к инакомыслию, способность договориться с обидчиком или институционально воспользоваться правовой защитой. В культуре виктимности повышенная обидчивость сочетается со склонностью жаловаться в надзорные органы и искать поддержку у широкой общественности. Утверждается, что в психологическом ракурсе феномен оскорбленных чувств и рост культуры виктимности в современном мире есть оборотная сторона усиления значимости проблемы достоинства как в научном дискурсе, так и в повседневных практиках человеческих коммуникаций.