Аннотация:Цель статьи - анализ научного наследия Е.О.Смирновой, в трудах которой разработана оригинальная концепция развития общения ребенка со взрослым и сверстниками в раннем и дошкольном возрасте в условиях конвергентной среды. Обосновано единство генезиса воли и произвольности как основы формирования самостоятельности и самодетерминации личности. Обосновано положение о роли совместной деятельности взрослого с ребенком как условия одновременного присвоения ребенком мотивов и культурных способов действия, обеспечивающего осмысленность и осознанность деятельности ребенка. Раскрыто содержание и структура родительского отношения включающего предметное и личностное начало, предложена эмпирическая типология стилей родительского поведения. Выделена тенденция трансформации сюжетной игры на основе сравнительного анализа игры когорт современных дошкольников и когорты 40-50х гг. Выделены характеристики детской субкультуры, отражающие кризис детства, специальное внимание уделено тенденциям трансформации игрушек и роли мультфильмов и компьютерных игр в конвергентной среде развития. Разработаны критерии экспертной оценки игрушек и мультфильмов. Сформулированы требования к компьютерным играм, отражающие социальный запрос на создание контента развивающей, безопасной информационной среды