Упражнения и задания по формированию речевых навыков и умений употребления полифункциональных лексем при обучении русскому языку как иностранномустатья
Статья опубликована в журнале из перечня ВАК
Дата последнего поиска статьи во внешних источниках: 19 июня 2024 г.
Аннотация:Настоящая статья посвящена специфике функционирования полифункциональных компаративов на примере лексем "больше" и "лучше" в современном русском языке. Автор опирается на концепцию Е.А. Брызгуновой, которая рассматривает полифункциональность как особое явление, отражающее возможность словоформы реализовать различный частеречный потенциал в разных синтаксических условиях. Основное внимание в статье уделяется разработке материалов по изучению полифункциональных компаративов на уроках русского языка как иностранного (РКИ), а именно на Первом сертификационном уровне владения русским языком. В связи с этим предлагается фрагмент системы упражнений и заданий (СУЗ), предназначенный для развития языковой, речевой и коммуникативной компетенций по применению лексем "больше" и "лучше". Это означает, что представленные упражнения и задания направлены на формирование языковых знаний, речевых навыков и на развитие коммуникативных умений по употреблению в речи иностранных учащихся полифункциональных слов. В статье также обосновывается важность включения конкретных лексико-семантических вариантов (ЛСВ) компаративов больше и лучше в обучение РКИ. Выделены наиболее актуальные реализации анализируемых лексем для иностранных учащихся на обозначенном уровне владения русским языком. Для подтверждения необходимости изучения данных полифункциональных лексем проанализированы нормативные документы Первого сертификационного уровня (Лексический минимум, Тренировочный тест и др.), так как именно на нём начинается полноценное изучение образования и употребления компаративов. В заключении делается вывод о необходимости и актуальности представления СУЗ по работе с полифункциональными компаративами в иностранной аудитории.