Аннотация:В 2020 году исполняется 80 лет со дня открытия осетинской оперной студии при Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского. Деятельность студии относится к одной из малоизученных страниц истории осетинской академической музыки. В статье раскрывается роль национальной студии при МКГ им. П.И. Чайковского в процессе формирования профессионального национального музыкального искусства. Статья посвящена творчеству Фаризет Алмахситовны Гилельс-Хуцистовой (1924-1998), первой женщины-осетинки, ставшей студенткой композиторского факультета консерватории, ученицы В.А. Белого и В.Я. Шебалина. Анализируются романсы Ф.Гилельс-Хуцистовой, написанные ею в период обучения в осетинской студии. Два сохранившихся романса Ф. Гилельс-Хуцистовой - «А-лол-лай» и «Я смерти не боюсь» на стихи К.Л. Хетагурова - связаны тесными генетическими узами с национальной художественной традицией. На материале архивных документов, воспоминаний, дневниковых записей воссоздается портрет Ф. Гилельс-Хуцистовой как разносторонне одаренной личности, спутницы жизни великого пианиста Э.Г. Гилельса.