Аннотация:В статье рассматриваются новые инструменты и формы цифрового контроля, а такжемеханизмы манипулирования поведением пользователей интернет-платформ в эпоху «надзорного капитализма». Анализируется бизнес-модель работы технологических гигантов, основанная на удержании пользователя на платформе за счет отбора предоставляемой ему информации («пузырей фильтров»), увеличении времени нахождения пользователя в Сети, росте числа оставляемых им цифровых следов, которые делают его «прозрачным» для платформы и дают возможность преобразовывать собираемые данные в прогнозные продукты для увеличения доходов «надзорных капиталистов». Актуализируется проблема отсутствия этических стандартов извлечения и применения информации, проблемы контроля за «судьбой» предоставляемых персональных данных и нарушения неприкосновенности личной жизни. Анализируются психологические «крючки», используемые разработчиками технологических платформ для удержания пользователей в Сети, и возможные стратегии сопротивления последних власти технологических гигантов путем борьбы за «новый Интернет» и распространения ограничительных практик в отношении цифровых медиа.https://doi.org/10.24158/tipor.2024.3.7