Аннотация:История советской психологии представляет собой многослойный и амбивалентный феномен. Историки науки рассматривают ее с позиций общего развития российской психологии; как особую психологию, построенную в СССР; «нормальную» или избыточно идеологизированную науку; а также как психологию людей советской эпохи. В статье обсуждаются современные подходы к истории советской психологии, проблемы российской историографии и методологические предпосылки новых интерпретационных стратегий. Если каноническая история психологии содержится на страницах учебников, то неканоническая история советской психологии стихийно формируется авторскими поисками отдельных ученых, совокупная деятельность которых создает коллективного субъекта изменения исследовательской парадигмы. В поиске новых интерпретационных стратегий, учитывающих особенности развития науки в авторитарных и тоталитарных системах, показана роль трансдисциплинарного поворота, направленного на расширение проблемного поля истории советской психологии посредством включения в эту сферу исследований материалов смежных наук, зарубежной историографии и советологии, трудов ученых российского зарубежья, источников провинциальной психологии. В свою очередь, архивный и ревизионистский повороты поспособствовали глубине и детализации историко-научных исследований. Примером последнего служит воссоздание истории московского Института социальной психологии (1917–1923), основанного В.М. Хвостовым, совокупными усилиями представителей разных наук. Методологической основой новых интерпретационных моделей развития науки в авторитарных системах выступает также методология латентных изменений. Конкретными примерами реконструкции истории советской психологии с позиции методологии латентных изменений выступили институциализация и деинституциализация отечественной психотехники; становление культурно-деятельностной традиции; роль неокантианской методологии в научном творчества С.Л. Рубинштейна.