Аннотация:В предлагаемой статье проводится обзорный ретроспективный анализ состояния системы общего образования, педагогической науки и образовательной политики в период с 1980-х по 2020-е годы. Целью такого исследования стала необходимость рассмотреть в достаточно кратком варианте происходившие в российском образовании ключевые события в разные периоды социально-экономического, социокультурного состояния государства и общества, что позволяет увидеть влияние предыдущих этапов развития педагогической науки и государственной образовательной политики на ситуацию современности. Основным методом исследования стал критический обзор материалов изучаемого периода: документов, научных статей, публицистики и интервью, что дает возможность полнее представить сложившиеся обстоятельства (объективные и субъективные) и обусловленные ими решения ответственных лиц. Такой подход важен для понимания произошедшего, формирования образа будущего образования в условиях, когда образование все полнее принимает на себя роль средства, во многом определяющего будущность государства, состояние его безопасности, экономического развития и технологической устойчивости при жесткой конкуренции в мире, стабильность общества и успешность личной судьбы всех граждан страны.