Описания в текстах В.В. Набокова: обновление приема в соперничестве с киноязыкомстатья
Статья опубликована в журнале из списка RSCI Web of Science
Статья опубликована в журнале из перечня ВАК
Статья опубликована в журнале из списка Web of Science и/или Scopus
Дата последнего поиска статьи во внешних источниках: 17 апреля 2024 г.
Аннотация:В статье обсуждаются новаторские приемы построения описаний в текстах В.В. Набокова «Камера обскура» и «Волшебник». Актуальность темы обеспечивается, с одной стороны, нерешенностью проблемы выделения инвариантных признаков описания и атрибуции его периферийных форм, с другой стороны, отсутствием работ, в полном объеме раскрывающих технику создания описаний В.В. Набоковым. Исследование опирается на достижения в изучении визуальной поэтики этого автора, интерес к которой в последние годы растет. В качестве методов исследования использовались лексико-семантический, морфологический, синтаксический анализ отдельных языковых единиц, лингвостилистический анализ текста, интертекстуальный и семиотический анализ, контент-анализ, сопоставительный анализ двух текстов, отражающий динамику идиостиля В.В. Набокова. Исследование показало, что описательные фрагменты в текстах этого автора в большинстве своем не имеют четких границ, могут накладываться на повествование или чередоваться с ним, в том числе в рамках одного предложения. Было предложено именовать такую технику «фузионным стилем». Сделан вывод о том, что одной из важных функций описаний у В.В. Набокова является воплощение мегаметафоры пленка жизни. Язык описаний заимствует приемы у киноязыка, в частности монтажные приемы, наложение кадров через двойную экспозицию, звукообразы. Выявлены стилистические приемы, способные иконически воплощать элементы киноязыка. К ним относятся контаминация, эллипсис, раздвижные аллюзии, двуплановые сравнения, парономазия. Делается вывод о возрастании плотности этих приемов в текстах В.В. Набокова по мере роста его мастерства. Показано, что визуальную поэтику В.В. Набоков объективирует в своих текстах с помощью таких языковых средств, как вставные конструкции, обособленные обороты, перечислительные ряды, группы назывных предложений.