Аннотация:Актуальность. Перед молодыми людьми всегда вставал вопрос выбора профессии, но особенно актуальным он стал в последние годы в связи с резким увеличением широты и возможностей в выборе профессионального пути. В статье рассматривается концепт профессионального самоопределения (ПС) в рамках социально-психологи- ческого знания, обсуждается проблема свободного выбора в социологии (М. Вебер), философии (М. Хайдеггер, Н.А. Бердяев) и психологии (С.Л. Рубинштейн, И.С. Кон, Н.С. Пряжников, Т.Г. Анистратенко).Цель. Цель нашей работы состоит в обзорно-аналитическом исследовании представлений о ПС и попытке структурировать существующие подходы к изучению целевого конструкта. Ставятся задачи анализа особенно- стей операционализации понятия ПС разными авторами.Методы. Теоретический анализ в форме систематизации и обобщения идей социологов, философов и психоло- гов, обсуждающих проблемы осознанности и свободы выбора в самоопределении.Результаты. Cамоопределение разделяется на 2 составляющие: личностную и социальную. Внутри социальной составляющей целесообразно выделить профессиональное самоопределение. Выделяются 4 подхода к понима- нию ПС, а также представители подхода в социальной психологии: 1) профессиональное самоопределение как осознанный выбор жизненного пути (Н.С. Пряжников, И.А. Кох, В.А. Орлов); 2) профессиональное самоопре- деление как свободный выбор, за который личность несет ответственность (И.С. Кон); 3) профессиональное са- моопределение как следствие жизненной ориентации (Т.Г. Анистратенко, Р.М. Шамионов); 4) профессиональное самоопределение как психологическое новообразование (А.Д. Андреева, А.Г. Лисичкина).Выводы. Профессиональное самоопределение является типом социального самоопределения. Данный кон- структ в полной мере можно считать социально-психологическим. Выделенные 4 подхода к пониманию ПС яв- ляются перспективными для социально-психологических исследований.