Аннотация:В статье произведен комплексный анализ памятников культуры Смоленской земли XII-XIV вв., к появлению которых могла быть причастна епископская кафедра. Раскрыта мысль об исключительном богатстве и многогранности смоленской культуры этого периода, оказавшей прямое или опосредованное влияние на ход развития русской средневековой культуры в целом как до, так и после монгольского завоевания. Смоленская земля в домонгольский период была одним из ключевых регионов Руси. В начале XIII в. она входила в число четырех сильнейших земель, а представители местной княжеской династии владели одновременно всеми свободными столами: Киевом, Новгородом и Галичем. Это заставляет нас по-другому смотреть на роль и значение Смоленска не только в политической, но и культурной жизни Руси. В статье анализируется влияние смоленской епископии на развитие социокультурных процессов в Смоленской земле в XII-XIV вв. Так, в Смоленске стараниями князя и епископа, предположительно, сложилась собственная архитектурная школа, характерной чертой которой является особый ступенчато-башнеобразный тип храма, устремленность архитектурных форм ввысь, выразительная декоративность фасада. Учитывая различные традиции и развивая их, смоленские мастера нашли собственный путь. Смоленская архитектура во многом предвосхитила грядущие изменения в архитектуре Северо-Восточной Руси. Представляется значимым, что в городе действовали сразу две артели: княжеская и архиерейская. О размахе церковного строительства мы можем судить по данным археологии, обнаруженным на территории Смоленска. До нашего времени сохранилось три храма XII в.: Архангела Михаила, Иоанна Богослова и апостолов Петра и Павла. Параллельно развивалась и монументальная живопись, где смоленские мастера были новаторами и опередили свое время. Здесь также сложилась собственная артель живописцев. Смоленская книжность также отличалась исключительным своеобразием. На сегодняшний день мы можем говорить о девяти дошедших до нас памятниках, представляющих собой произведения разных жанров и тематики.