Аннотация:Статья посвящена анализу иррациональных установок мышления субъекта в интернет-коммуникации. Проблема представляется актуальной, поскольку иррациональное мышление коммуникантов способствует некритичному восприятию
сообщений в интернет-коммуникации и тем самым увеличивает их подверженность манипулятивному воздействию. Проясняются термины «интернет-коммуникация», «медиакоммуникация», «иррациональное мышление». Предлагается
возможный вариант концептуализации «иррационального» в коммуникации через призму методологии современной когнитивной психологии и психотерапии,
приводится феноменология иррациональных установок и искажений мышления.
Анализируются современные российские и зарубежные исследования, посвященные возможностям оценки признаков иррационального мышления в текстах. Предлагается описание виртуальной деструкции личности в результате
влияния медиатехнологий на идентичность человека. Формулируются и раскрываются пять эффектов современных медиатехнологий: 1) формирование
иллюзии совместной деятельности, 2) эффект «подзорной трубы», 3) эффект
негативной рефлексии, 4) клиповое мышление, 5) «выпадение» из времени.
Предполагается, что изучение особенностей мышления субъектов коммуникации будет способствовать построению более полной научной модели воздействия на сознание в интернет-коммуникации.