Философско-эстетические воззрения Г.В.Ф. Гегеля и В.С. Соловьева: к вопросу о влияниистатья
Статья опубликована в журнале из перечня ВАК
Статья опубликована в журнале из списка Web of Science и/или Scopus
Дата последнего поиска статьи во внешних источниках: 22 мая 2024 г.
Аннотация:Дан компаративный анализ эстетических взглядов Г.В.Ф. Гегеля (на материале «Лекций по эстетике», подготовленных к изданию Г.-Г. Гото) и В.С.Соловьева. Представленная история вопроса влияния гегелевской философии на творчество Соловьева демонстрирует перспективность и продуктивность исследований, связанных с вопросами эстетики Соловьева и Гегеля. В связи с этим возникает необходимость обобщить исследовательские разыскания по данной теме, сделав ряд важных уточнений и раскрыв ранее намеченные точки сближения и расхождения двух философов. Рассматриваются как общеэстетические проблемы (значение красоты в природе, связь красоты и абсолютной идеи), так и прикладные вопросы искусствоведческого и литературоведческого характера (обоснование иерархии искусств, особенности лирической поэзии). Выявляется прямая и скрытая полемика Соловьева с Гегелем по вопросам субъективности восприятия красоты в природе и необходимости одухотворения материи под воздействием красоты, понимания роли искусства. Делается акцент на то, что, выступая не только как философ, но и как поэт, Соловьев критикует положение Гегеля о лирической поэзии как выражении индивидуального субъективного сознания художника. Рассматривается, каким образом гегелевский диалектический метод реализуется Соловьевым при характеристике этапов развития русской поэзии XIX века. Высказывается предположение о том, что диалектика свободы и необходимости была использована Соловьевым при изложении теории судьбы как Провидения Божьего.