Аннотация:В статье рассматриваются гипотезы относительно датировки Жития Феодосия Печерского. В центре внимания — две версии:создание памятника не позже 1088 г., до смерти печерского игумена Никона (гипотеза, выдвинутая А.Ю. Кубаревым и принятая А.А. Шахматовым,новые аргументы в пользу которой относительно недавно привел А. Поппэ), и не раньше 1107–1108 гг. (гипотеза, предложенная С.А. Бугославским, в настоящее время отстаиваемая Ю.А. Артамоновым). Приводятсядоказательства в пользу написания Жития в промежуток между мартом1088 и августом 1091 г., после кончины Никона и до перенесения мощейФеодосия в новый храм. Сильным аргументом против версии о написании Жития при жизни Никона являются именование его «светилом»наравне с давно покойными Феодосием и Антонием и называние «великим». Не менее сильным доводом против версии о создании памятникав 1107–1108 гг. является отсутствие известия о перенесения мощей преподобного. Остальные доказательства, обосновывающие как более раннюю,так и более позднюю версии написания Несторова труда, не представляются убедительными. Таким образом, нижняя (terminus post quem) иверхняя (terminus ante quem) хронологические границы устанавливаютсядостаточно определенно.