Лингводидактический потенциал использования цифровых технологий в процессе профессионально ориентированного обучения русскому языку иностранных студентов-социологовстатья
Статья опубликована в журнале из перечня ВАК
Дата последнего поиска статьи во внешних источниках: 12 июня 2024 г.
Аннотация:Цель исследования – выявить и охарактеризовать возможности использования комплекса цифровых средств в обучении профессионально ориентированному общению на русском языке иностранных студентов-социологов 1 курса вузов РФ. В статье описываются условия применения цифровых образовательных технологий при работе с инофонами, получающими специальности «Социология» и «Публичная политика и социальные науки». В статье рассмотрены методические возможности образовательной платформы МГУ имени М. В. Ломоносова «Университет без границ» и ряда современных цифровых средств, эффективных в процессе обучения данного контингента учащихся: онлайн-стикеров, электронных таблиц, интеллект-карт, инфографики, презентаций, – разработанных на базе таких цифровых инструментов, как интерактивная доска Miro, программа для создания интеллект-карт Xmind, программа Microsoft PowerPoint. Научная новизна исследования заключается в разработке и описании учебной программы цифрового пособия, реализованного на платформе «Университет без границ» с привлечением дополнительных цифровых средств. Результаты опроса иностранных студентов-социологов 1 курса, прошедших обучение на интерактивной образовательной платформе «Университет без границ», показали эффективность использования данного цифрового пособия, а также целесообразность комплексного применения различных электронных средств обучения профессионально ориентированному общению на русском языке указанного контингента учащихся. Ключевые слова: цифровые технологии, профессионально ориентированное обучение, электронные средства обучения, цифровое пособие, интерактивная платформа «Университет без границ», интеллект-карты, онлайн-стикеры, электронные таблицы и схемы, кейс-метод, инфографика, презентации, наглядность, социология. Abstract: The objective of the study is to identify and characterize the possibilities of using a set of digital instruments in teaching professionally oriented communication in Russian to foreign students of sociology on the 1-st year of higher education in the Russian Federation. The article describes the conditions for the application of digital educational technologies when working with foreign students of «Sociology and Public Policy» and «Social Sciences». The article considers the methodological possibilities of the range modern digital instruments effective in the process of teaching these contingents of students: the educational platform "University without borders", the interactive whiteboard Miro, the program for creating intellectual maps Xmind, infographics, PowerPoint presentation creation program. The scientific novelty of the study consists of the development and description the program of the digital textbook realized on the platform "University Without Borders" with the involvement of additional digital instruments. The results of the survey of 1-st year foreign sociology students who have been studied on the interactive educational platform "University without borders" have shown the effectiveness of using this digital textbook, as well as the reasonability of complex application of various electronic instruments of teaching professionally oriented communication in Russian to the indicated contingents of students. Keywords: digital technologies, professionally oriented learning, electronic teaching instruments, digital textbook, digital platform "University without borders", intellectual maps, online stickers, spreadsheets and charts, case-method, infographics, presentations, visualization, sociology.