Тест на быстрое автоматизированное называние: связь с чтением и нормативные данные для русскоязычных школьников // Вопросы психологии. 2023. Т. 69. № 6. С. 24-33статьяИсследовательская статья
Статья опубликована в журнале из списка RSCI Web of Science
Статья опубликована в журнале из перечня ВАК
Статья опубликована в журнале из списка Web of Science и/или Scopus
Дата последнего поиска статьи во внешних источниках: 10 июля 2024 г.
Аннотация:Тест на быстрое автоматизированное называние (БАНт) широко используется в исследовательской практике для многих европейских языков. Он задействует такие процессы, как фонологическая и орфографическая обработка, распознавание символов и артикуляция. Поскольку эти процессы вовлечены в том числе в чтение, результаты БАНт коррелируют с навыками чтения в школьном возрасте и предсказывают успешность овладения чтением у дошкольников. Несмотря на широкое применение БАНт среди носителей разных языков, до сих пор не была исследована связь между разными вариантами БАНт и чтением на русском языке, а также не были представлены нормативные данные выполнения БАНт русскоязычными детьми. С помощью Стандартизированной методики исследования навыков чтения (СМИНЧ; Корнев, Ишимова, 2010) мы разделили 290 школьников с I по IV классы на типично читающих и на имеющих нарушения чтения. Участники выполняли задание на быстрое автоматизированное называние цифр, в котором им нужно было без остановок как можно быстрее назвать вслух последовательность цифр. Большинство участников также выполнили задание на быстрое автоматизированное называние цветов. Мы фиксировали время выполнения заданий. В ходе анализа, во-первых, было обнаружено, что дети с нарушениями чтения справляются с обоими заданиями значимо хуже типично читающих детей, при этом скорость называния цифр и цветов в обеих группах зависит от года обучения. У типично читающих детей наибольший прогресс в обоих заданиях БАНт происходит между I и II классами. Во-вторых, стало видно, что чем лучше у школьника результат в БАНт, тем быстрее он читает вслух. Таким образом, была подтверждена связь между БАНт и чтением у школьников на русском языке. Наконец, мы представили нормативные данные скорости называния цифр и цветов в I-IV классах.