Аннотация:Представлен обзор статьи Уильяма Гэвера (Лондон), Питера Крога (Орхус), Энди Баучера (Лондон) и Дэвида Чаттинга (Лондон) “Emergence as a Feature of Practice-based Design Research” («Эмерджентность как особенность дизайн-исследований, основанных на практике»). Авторы проводят мысль, что основанные на практике исследования дизайна зачастую возникают спонтанно. Методы, тактика, цели и даже темы исследований могут раскрываться и видоизменяться по мере того, как исследователи реализуют свои проекты. Более того, в ходе развертывания этих проектов происходит процесс саморефлексии и стихийного обучения самих исследователей. Подобного рода пластичность и гибкость являются сильной стороной дизайна как исследовательского подхода. Однако в современной методологии все еще господствуют позитивистские представления об исследовании как планомерном и систематическом процессе. Авторы статьи обращают внимание на определенный разрыв между реальной исследовательской практикой и требованиями к научной отчетности. Они предлагают двенадцать исследовательских стратегий, направленных на принятие эмерджентности в области практических исследований дизайна. При таком подходе вместо того, чтобы рассматривать изменения как отклонение от целей проекта, их можно представить в качестве обогащения и расширения исследовательской программы. Однако неконтролируемая эмерджентность способна привести и к бесконечному отклонению от достижения требуемой цели точно так же, как жесткое следование плану ведет к упущенным возможностям. Авторы призывают находить баланс между интенциональными (запланированными) и эмерджентными (чувствительными к непредсказуемости) способами исследовательской работы – это означает сочетать целеустремленность с открытостью к изменениям.