Концепт "мораль" и его модальное отражение в романе Чарльза Диккенса "Оливер Твиcт"статья
Статья опубликована в журнале из списка RSCI Web of Science
Информация о цитировании статьи получена из
Web of Science,
Scopus
Статья опубликована в журнале из перечня ВАК
Дата последнего поиска статьи во внешних источниках: 10 августа 2018 г.
Аннотация:В данной статье говорится о модальности при выражении концепта «мораль» в романе Чарльза Диккенса «Оливер Твист». Статья базируется на когнитивной парадигме применительно к текстовой модальности. Анализу текстового материала предшествуют некоторые основополагающие положения когнитивной лингвистики и краткий обзор позиций таких отечественных авторов, как академик Д.С. Лихачев, З.Д. Попова, И.А. Стернин, В.А. Виноградов по вопросам понятий "концепт" и "концептосфера". Далее рассматривается понимание концептосферы «мораль»/ «этика» в художественном дискурсе, отражающей важную область картины мира любого автора художественного произведения. Вариативность при выборе писателем языковых средств относится к периферийной области, рассматриваемой концептосферы, весьма широка и не включает в себя вербальное выражение как ядра концептосферы (собственно «мораль»), так и ее околоядерного пространства («добро»/ «зло, «эмоциональность»/ «рационализм» и т.д.). В статье выявляются языковые средства выражения концепта «мораль» на примере прямой речи персонажей, описания их действий, реакций и портретного описания (Оливера, миссис Сауербери, мистера Фэнга). В результате анализа примеров в статье делаются выводы о том, что языковая модальность при описании основных характеристик персонажей – качеств их характера и поведенческих особенностей – имеет различное вербальное отражение в тексте. Так, выявилось преобладание адьективальной модальности в описании портрета или выражения лица и вербальной модальности в действиях героев. Модальность в художественном тексте проявляется разноуровнево: слово/ словосочетание/ высказывание.