Аннотация:Актуальность. Современная психология родительства предлагает дляизучения различные феномены — родительское отношение, родительскиеубеждения, установки и практики. Изучение родительских убежденийпозволяет описать когнитивный компонент семейной среды, в которойразвивается ребенок. Предыдущие исследования обнаружили значимуюсвязь некоторых родительских установок с когнитивным и социальноэмоциональным развитием детей, однако они выполнены на зарубежныхвыборках, а их результаты неоднозначны.Цель. Выявить особенности связи родительских убеждений о ролиструктурированности, спонтанности и игровой деятельности, а такженаличия противоречий в семье относительно особенностей воспитанияс показателями когнитивного и социально-эмоционального развитияребенка.Выборка. Основную выборку исследования составили 338 женщинв возрасте от 23 до 65 лет (М = 36,63; SD = 5,004) и их дети дошкольноговозраста в возрасте от 53 до 81 месяца (М = 70,36, SD = 4,198), из них 48% —мальчики, 52% — девочки.Методы. Для выявления родительских убеждений был разработан рядутверждений, которые можно сгруппировать в три блока: 1) организацияжизни ребенка, 2) роль игровой деятельности, 3) воспитательная конфронтация в семье. Показатели когнитивного развития детей были выявлены припомощи Цветных прогрессивных матриц Дж. Равена и субтестов методикиNEPSY-II, социально-эмоционального — при помощи методики «Тест напонимание эмоций».Результаты. Выявлено, что большинство родителей считают структурированную среду более значимой для благополучия ребенка. Кроме того,обнаружено, что наличие у родителей таких убеждений является позитивным предиктором показателей невербального интеллекта ребенка, приэтом убеждения о значимой роли спонтанности оказываются предикторамименее выраженных показателей слухоречевой памяти и большего времени,которое необходимо ребенку для переключения с одного задания на другое.Связей родительских установок с социально-эмоциональным развитиемдетей не обнаружено.Выводы. Родительские убеждения могут играть существенную роль в развитии ребенка: убеждение в необходимости структурировать среду ребенкаможет приводить к позитивным эффектам для когнитивного развитияребенка и не влиять на социально-эмоциональное развитие, а убеждениев необходимости спонтанности скорее связано с более низкими показателями исполнительных функций у ребенка.