Роль фигур святых жен в составе древнерусских иконных композиций XV–XVI вв. с центральным изображением святителя Николая Мирликийского и образами избранных святыхстатья
Аннотация:В древнерусском искусстве XV–XVI столетий нередко встречаются произведения, где изображение св. Николая, представленного в разнообразных иконографических типах, сопровождается образами святых жен. Эти памятники имеют сходное композиционное построение. Среди них наиболее показательны те иконы, где в среднике помещен образ мирликийского святителя, а на полях представлены фигуры избранных святых. Исследователи ранее уже обращались к этим изображениям, однако самостоятельная роль образов женской святости в иконографическом составе данных икон была недостаточно акцентирована. Интересующие нас произведения объединяет состав фигур немногих святых жен на нижнем поле, которые ассоциируются с евангельскими событиями и темой стойкости в вере (свв. Параскева, Варвара или Ульяна), либо имеют ярко выраженные мотивы предстательства на Страшном Суде (св. Екатерина). Устойчивая традиция изображения именно этих святых жен в иконографическом составе данных памятников наводит на мысль об их соотнесенности с центральным изображением. Мы полагаем, что фигуры святых жен органично встраиваются в иконографическую систему рассматриваемых нами произведений: как и центральный образ св. Николая, они призваны акцентировать идею заступничества святых.