Digital platform governance structures: A case study of Yandex Taxi [Платформенные механизмы управления трансакциями: углубленное исследование «Яндекс Такси»]статьяИсследовательская статьяЭлектронная публикация
Статья опубликована в журнале из списка RSCI Web of Science
Статья опубликована в журнале из перечня ВАК
Статья опубликована в журнале из списка Web of Science и/или Scopus
Аннотация:ABSTRACT. The study of governance structures in digital platform ecosystems remains relevant not only for economic research, but also for qualifying the legal status of platform workers, as well as for the development of economic policies that affect the labor market, rights and obligations of platforms and their workers. The paper presents the results of an empirical study of the conditions and mechanisms used by the Russian digital platform Yandex Taxi to incentivize and control platform workers (drivers) in 2022—2024. Mechanisms of transaction governance between platform participants are described, the dual role of algorithms is demonstrated: as systems of matching and coordination of participants, as well as incentives for legally independent drivers. The paper shows that digital platforms use hierarchical governance structure, controlling the parameters of transactions, quality standards and conditions of service provision. It is concluded that the platform system of rules and mechanisms is internally logical, which allows the platform to be regarded as a regulator of economic relations. [Keywords: digital platforms, digital economy, governance structures, platform workers, digital technologies]===АННОТАЦИЯ. Вопрос о механизмах управления трансакциями цифровых платформ актуален не только для экономических исследований, но и для квалификации правового положения агентов, работающих на платформах, а также для разработки экономической политики, влияющей на рынок труда, права и обязанности платформ и их работников. В статье представлены результаты проведенного в 2022—2024 гг. эмпирического исследования условий и механизмов, используемых российским агрегатором «Яндекс Такси» для стимулирования и контроля над платформенными работниками (водителями). Описаны механизмы управления трансакциями между участниками системы перевозок пассажиров, продемонстрирована двойственная роль результатов работы алгоритмов — как систем взаимного сопоставления и координации участников и стимулирования юридически независимых водителей. Показано, что агрегаторы используют иерархические механизмы управления трансакциями, контролируя параметры сделок, стандарты качества и условия предоставления услуг. Система правил и механизмов агрегатора внутренне логична, что позволяет рассматривать платформу как регулятора экономических отношений. [Ключевые слова: цифровые платформы, цифровая экономика, механизмы управления трансакциями, платформенные работники, цифровые технологии]