Когнитивные основы успешности обучения русскому языку: кросскультурное исследованиестатья
Статья опубликована в журнале из списка RSCI Web of Science
Информация о цитировании статьи получена из
Web of Science,
Scopus
Статья опубликована в журнале из перечня ВАК
Статья опубликована в журнале из списка Web of Science и/или Scopus
Дата последнего поиска статьи во внешних источниках: 6 сентября 2017 г.
Аннотация:Представлены результаты кросскультурного анализа когнитивных основ успешности обучения русскому языку. В исследовании изучалась роль скорости переработки информации, рабочей памяти и невербального интеллекта в формировании индивидуальных различий в успешности обучения русскому языку, основанной на результатах государственных экзаменов и оценках учителей. В исследовании приняли участие 512 школьников XI классов (средний возраст - 17,7 ± 0,46 года; 46,3% юношей) из Российской Федерации и Кыргызской Республики, которые весь школьный период обучались на русском языке. Анализировались данные трех групп старшеклассников: двух групп, в которых язык обучения совпадает с родным языком, и одной группы, в которой не совпадает. Скорость переработки информации и рабочая память были измерены с помощью компьютеризованных тестовых заданий батареи «Когнитивные характеристики», невербальный интеллект - с помощью теста «Стандартные прогрессивные матрицы». Данные анализировались методами множественной регрессии, дисперсионного и корреляционного анализа.Обнаружено, что у старшеклассников, для которых русский язык является родным, в среднем выше показатели успешности сдачи государственного экзамена по русскому языку, чем у их сверстников, для которых русский язык не родной. В ситуации, когда родной язык совпадает с языком обучения, даже в старшем школьном возрасте требуются меньшие когнитивные ресурсы для выполнения стандартизованных заданий по русскому языку. Показано, что своеобразие структуры взаимосвязей между когнитивным развитием и успешностью обучения русскому языку зависит от эффективности функционирования системы образования: в менее благоприятных образовательных условиях с успешностью обучения связан только невербальный интеллект, а в более благоприятных - наряду с невербальным интеллектом актуализируется рабочая память. Обсуждается роль родного языка и национальной образовательной системы в формировании индивидуальных различий в когнитивном функционировании, успешности обучения русскому языку и их взаимосвязях.