Аннотация:Наряду с успешным выполнением тестов на управляющие и когнитивные функции подростки демонстрируют парадоксально низкие способности к обучению на основе вероятностных сигналов обратной связи. Причины этого несоответствия неясны. Мы исследовали, какой вклад в него вносят индивидуальные различия в развитии интеллекта. Подростки 12-15 лет и взрослые люди выполнили серию из пяти задач на двухальтернативный выбор с вероятностью денежного вознаграждения 0,7 и 0,3 при выборе одного или другого стимула соответственно. Также подростки прошли диагностику интеллекта с помощью теста Кауфманов. Результаты выполнения подростками экспериментальной задачи распределились следующим образом: большинство справились с заданием, тогда как 40 % подростков делали выбор с вероятностью на уровне случайного угадывания. Последние отличались от успешных сверстников более низким уровнем интеллекта. При этом сниженный уровень ассоциативной памяти был единственным предиктором их неуспеха в задаче на вероятностное обучение, а независимое влияние рабочей памяти, пространственных способностей и логики на успех отсутствовало либо было пренебрежимо мало. Хотя успешные подростки не отличались от взрослых по предпочтению выгодного стимула в последних трех блоках эксперимента, они, по-видимому, не испытывали внутреннего конфликта при переходе от заведомо выгодного выбора к риску, так как у них в отличие от взрослых, не было значимого прироста времени реакции при принятии невыгодных решений. Это могло быть связано как со склонностью подростков к поиску новизны, так и с более детальной (менее жесткой) прогностической моделью, построение которой требовало запоминания большого числа предыдущих выборов и их исходов. В пользу второго объяснения свидетельствовала прямая корреляция между успешностью выполнения тестов на ассоциативную память и приростом времени реакции при выборе редко подкрепляемого стимула. Таким образом, индивидуальные различия в развитии ассоциативной памяти у подростков вносят значительный вклад в объяснение их возрастных особенностей принятия решений в вероятностной среде.