Аннотация:В статье рассмотрены особенности предпочтений в проведении свободного времени у российских подростков на этапе обучения в основной и старшей школе. В анонимном анкетном опросе участвовало 40 575 учащихся 7-11-х классов общеобразовательных школ из 17 регионов РФ. С целью выявления особенностей приобщения подростков к искусству в структуре свободного времени и в системе дополнительного образования были проанализированы показатели включенности в систему дополнительных занятий художественной направленности («охват», предпочтения видов искусств и мотивация занятий). Также было исследовано влияние гендерных, возрастных и социально-стратификационных факторов (образовательный и материальный статус семьи и др.) на активность привлечения подростков к художественной культуре. Показано, что стили приобщения подростков к искусству в содержательном отношении заметно отличаются в зависимости от включенности учащихся в систему дополнительного образования, дифференцируя их относительно активной и пассивной форм. Специальный анализ ответов в подвыборках учащихся, занимающихся в системе дополнительного образования художественной направленности, позволил охарактеризовать ряд тенденций в мотивах, обуславливающих посещение занятий. Выявлено, что в настоящее время использование школьниками новых информационных технологий в существенной степени вытесняет традиционные формы дополнительного образования учащихся в сфере искусства. Для тех учащихся, кто посещает занятия в кинои фотостудии, характерен комплекс мотивов, определяющих социальную ориентированность (стремление показать свое превосходство над другими, занять особое положение среди друзей и подруг).