Место издания:Платоновское философское общество Санкт-Петербург
Первая страница:369
Последняя страница:382
Аннотация:В эпоху модернизма (1910–1930 гг.) проблема самоопре-
деления перед лицом Старого Света в американских литературных кругах
осознается на качественно новом уровне. Две составляющих «американского
комплекса» — ощущение своего родства с Европой и утверждение своей не-
зависимости от нее — резко поляризуются. Уже в 1910-х отчетливо обозна-
чается размежевание модернистов на два лагеря — европоцентристов, часто
становившихся экспатриантами (Т. С. Элиот, Эзра Паунд, Хильда Дулитл и др.)
и американских патриотов-«почвенников» (У. К. Уильямс, Ш. Андерсон и др.)
«Европоцентристы» и «почвенники» придерживаются противоположных
взглядов на проблему отношений Европы и Америки: Европоцентристы, пола-
гавшие, что американская культура — часть культуры европейской, настаивала
на необходимости учиться у Европы, осваивать и присваивать многовековую
европейскую культурную традицию. Культурно-националистический модер-
нистский проект был основан на убеждении, американская культура радикально
отличается от культуры европейской, поскольку принадлежит не-европейской
цивилизации Нового Света.
American literary modernism of the 1910–1930-ies raises
the problem of national cultural identity, and the relations and cultural links
with Europe to a new level. Both components of the “American complex” (kinship
with Europe and /or independence from the Old World) become drastically juxtaposed. As early as 1910-ies one can discern two currents in American modernist thought —
eurocentrism (T. S. Eliot, Ezra Pound, HD, etc. — as a rule, European-oriented expats),
and nativism (William Carlos Williams, Sherwood Anderson, Waldo Frank and other
American patriots). Eurocentric attitude viewed American culture as an indissoluble
part of the European cultural history; American author therefore is to learn, soak up
and adopt old European tradition. “Soil-bound” American cultural nationalism was
based on the idea of a radical difference between European and American culture,
since the latter belongs to a non-European civilization of the New World.