СВАДЕБНЫЕ ЮВЕЛИРНЫЕ УКРАШЕНИЯ В МАНУСКРИПТЕ "ПРАЗДНЕСТВА ПО СЛУЧАЮ БРАКОСОЧЕТАНИЯ КОСТАНЦО СФОРЦА, ГЕРЦОГА ПЕЗАРО, И КАМИЛЛЫ МАРЦАНО АРАГОНСКОЙ 26-30 МАЯ 1475 ГОДА"статья
Аннотация:В 1475 году состоялась свадьба неаполитанской принцессы Камиллы Марцано Арагонской и герцога Пезаро Костанцо Сфорца. Празднество длилось несколько дней и сопровождалось театрализованными представлениями, пирами и произнесением эпиталам. Чтобы увековечить событие, герцог заказал праздничные книги, в которых были подробно описаны и проиллюстрированы детали торжеств. В текстах и миниатюрах неоднократно встречаются упоминания о предметах, которые традиционно входили в свадебный ювелирный комплект эпохи Ренессанса. Один из персонажей аллегорической постановки, Гименей, демонстрирует обручальное кольцо с огранкой алмаза в виде пирамиды. Подобное изделие служило не просто украшением: оно было выступало гарантией нерушимости брачного союза. Вслед за Гименеем появлялась Эрато, эмблема которой - лебедь со свадебным поясом - в брачном обряде обыкновенно была отражением невинности невесты. Это сочетание отсылает нас к устоявшемуся образу Венеры и понятию достойной добродетельной любви. Посланница богов Геба подносит в дар молодоженам сосуд. Его можно расценивать как намек на свадебную чашу coppa di nozze или же как визуальное воплощение покровительства молодым со стороны богини Афины, мотив, который основывается на античных иконографических схемах. Ювелирные украшения, преподносившиеся по случаю заключения брака, в Италии XV века являлись важным символом социального перехода и серьезным финансовым вложением. В рассматриваемом торжестве обряд обручения и поднесение подарка в шкатулке forzerino обыгрывались в шутливой форме, обусловленной статусом Костанцо и Камиллы: драгоценности были заменены на сахарные копии. Примечательно, что ювелирные изделия были включены в художественную программу представления, полностью нацеленную на прославление династического союза. Для создателя постановки и зрителей свадебный ювелирный комплект был визуальным воплощением величия единения супругов; изображения украшений заключали в себе набор понятий, связанных с браком, нравственностью и прославлением молодых.