Аннотация:Рассматривается феномен пропаганды сквозь призму исторического развития. Основное вни- мание уделяется ключевым этапам и трансформациям, которые претерпевала пропаганда в контексте социально- политических изменений и технологических инноваций. Работа продиктована необходимостью переосмысления методов познания и повышения уровня критического мышления в эпоху постправды, когда факты становятся предметом интерпретации, а информация — оружием в руках манипуляторов. Наиболее яркие метаморфозы свя- заны с использованием методик пропаганды в периоды вооруженных конфликтов. Целью статьи является проведе- ние комплексного исследования пропаганды как социального феномена, а также систематизация ключевых техник, используемых в различных исторических контекстах. Особое внимание уделено роли пропаганды в формировании общественного мнения и мобилизации общественности в периоды вооруженных конфликтов. В годы Первой миро- вой войны пропаганда использовалась для формирования патриотических настроений, демонизации образа врага и поддержания морального духа населения. Во время Второй мировой войны пропаганда достигла нового уровня мас- штабности и комплексности, что связано с развитием технических средств (появление радио и киноиндустрии, значительно расширивших возможности для воздействия на массовую аудиторию). Методологической основой исследования выступает междисциплинарный подход, сочетающий элементы исторического анализа, теории ком- муникации и политологии. Результаты исследования предоставляют комплексное понимание динамики и механиз- мов пропаганды, что позволяет глубже осмыслить ее влияние на исторические процессы и социальную структуру общества.