«МЕТАМОРФОЗЫ» А. БЛОКА И М. БУЛГАКОВА (К ИСТОРИИ ОДНОЙ ЛИТЕРАТУРНОЙ ПОЛЕМИКИ)тезисы доклада

Работа с тезисами доклада


[1] Голубков М. М. МЕТАМОРФОЗЫ А. БЛОКА И М. БУЛГАКОВА (К ИСТОРИИ ОДНОЙ ЛИТЕРАТУРНОЙ ПОЛЕМИКИ) // Στεφανοσ: Русская литература и культурная жизнь. XX век: Интернет-энциклопедия. — Филологический факультет http://www.philol.msu.ru/∼modern/, 2017. В докладе была рассмотрена концепция революции, как она представлена в публицистике и в художественном творчестве А. Блока, и реакция на нее М. Булгакова, ярко выраженная в повести Собачье сердце (1925). В поэме Двенадцать (1918) и в статьях Катилина (1918) и Крушение гуманизма (1919) Блок рассматривает революцию как метаморфозу, преображающую ветхую жизнь в новую. Метаморфоза стихийна, она не зависит от воли людей или партий, как всякая стихия, она слепа, калечит достойное, выносит на поверхность недостойное. Но суть ее, если воспользоваться художественно-философскими категориями А. Блока, состоит в рождении гармонии из хаоса, на чем и строится сюжет поэмы Двенадцать: из разноголосицы и анархии первых глав рождается гармония последней главы, стройной и четкой по стилистическому и образному оформлению. М.А. Булгаков в экспозиции Собачьего сердца воспроизводит ситуацию первой и девятой глав поэмы А. Блока: черный вечер, вьюга, снег, буржуй на перекрестке (профессор Преображенский) приманивает поджавшего хвост пса из подворотни куском краковской колбасы. Однако дальнейшее развитие сюжета показывает, что метаморфоза приводит отнюдь не к рождению гармонии из хаоса; напротив, хаос, порожденный рукотворной метаморфозой, грозит уничтожением гармонии, которую творческая личность, человек науки, способен сохранить в эпоху вселенских исторических катастроф. Таким образом, М.А. Булгаков выступает оппонентом блоковской концепции революции, обнаруживая ее иллюзорность.

Публикация в формате сохранить в файл сохранить в файл сохранить в файл сохранить в файл сохранить в файл сохранить в файл скрыть