Аннотация:Представлены результаты исследования представлений о городском пространстве у людей с ограничениями зрительного опыта. Были получены множество доказательств аналогичности представлений о макропространстве у слепых от рождения, поздноослепших и зрячих. Оказалось, точность слепых испытуемых при передаче пространственных отношений внешней среды может достигать уровня зрячих, у слепых от рождения и поздноослепших формируются все типы представлений о пространстве, в том числе и "карта -обозрение". При этом последняя формируется не только после изучения макетов, но и при непосредственном изучении местности. Этапы становления образа ранее незнакомой местности совпадают у зрячих и слепых испытуемых. Все эти данные свидетельствуют в пользу амодальности представлений о макропространстве. Однако наши результаты продемонстрировали важность зрительного опыта для функциональных связей и взаимодействия в системе пространственного знания.
Была показана важная роль раннего зрительного опыта в создании специфической иерархической структуры пространственных представлений, реализуемой через принцип вложений, и функционировании механизма перехода от одного к другому уровню этой структуры. Как мы уже описывали, для того, чтобы гибкая иерархическая структура могла реализоваться, более конкретные пространственные схемы должны включаться в более общие и кодироваться в них точками, при необходимости разворачиваясь в полноценный образ. Только такой механизм обеспечивает единство и взаимосвязь всех уровней структуры, позволяет существовать ей как одно целое. Отсутствие такого механизма приводит к существованию множества разрозненных пространственных репрезентаций.
Слепые от рождения не могут сворачивать образ, имеющий пространственную протяженность, и вкладывать его в более обобщенные представления. В частности, было показано, что "феномен группировок" ("группировки" представляют собой некоторые подструктуры, выступающие как единое целое по отношению ко всем остальным точкам, расстояния внутри этих групп занижены и объекты в них как бы стремятся сблизиться к одной точке) существует только при наличии раннего зрительного опыта. В то время как в когнитивных картах зрячих наблюдается центростремительная тенденция в группах близкорасположенных объектов, то в когнитивных картах слепых, наоборот близкорасположенные объекты раздвигаются. Также у слепых от рождения возникают явные трудности в задачах с изменением масштаба.
Характерно, что использование тифлотехнических средств, которые позволяют слепым пешеходам предвосхищать некоторую пространственную информацию, уменьшает затруднения в формировании иерархической структуры пространственных представлений [Блинникова,1995]. Это дает возможность предположить, что специфическая пространственная структура связана с пространственным предвосхищением информации.