Аннотация:Экспериментальная парадигма, описанная в этой статье, представляет собой, насколько нам известно, первый лингвистически информированный подход к исследованию относительного вклада коммуникативных каналов в понимание естественного дискурса. Описанные исследования позволяют сделать следующие выводы. Во-первых, все коммуникативные каналы играют весьма существенную роль в передаче содержания сообщения и в понимании дискурса. Таким образом, точка зрения традиционной лингвистики, согласно которой языковая коммуникация осуществляется в основном посредством вербальной составляющей, в то время как другие каналы не принимаются в расчет, оказывается ошибочной. Во-вторых, вербальному каналу принадлежит ведущая роль. Таким образом, популярное в практической психологии мнение, согласно которому вклад вербальной составляющей незначительен, также неверно. В-третьих, нормированные вклады вербального, просодического и визуального каналов оказываются равными приблизительно 39%, 27% и 35%, соответственно. В-четвертых, испытуемые испытывают трудности с интеграцией информации из визуального и просодического каналов в отсутствие вербального подкрепления. Это говорит о том, что в естественной коммуникации вербальный канал играет роль якоря, к которому прикрепляется информация, поступающая по другим каналам. В-пятых, мужчины и женщины по-разному выполняют задания в условиях изолированных коммуникативных каналов: женщины имеют преимущество в условии «только вербальный канал», а мужчины – в противоположном, и при этом новом и непривычном, условии «визуальный и просодический».