Аннотация:Анонсы Интерактивного семинара д.э.н., профессора Ю.М. Осипова на тему: «Экономика: число и слово, счет и размышление»: на VII Фестивале Науки 11.10.2014 г.:
1. Каким быть современному экономисту (какому экономисту? экономисту-практику или же экономисту-теоретику? И этому, и тому надо и первое, и второе!)— считающим или размышляющим?
Ответ: Не или, а и.
2. Ясно, что и тем, и другим, но все-таки?
3. Работа экономиста — исполнение или творчество?
Ответ: И это, и то в разных пропорциях для разных задач по назначению, сложности и степени новизны.
4. Если творчество, то какое и в чем?
В разных пропорциях для разных задач по назначению, сложности и степени новизны.
5. Нужна ли экономисту философия?
6. Что есть философия хозяйства и чем она может пригодиться экономисту?
Учитывая основной возрастной состав аудитории слушателей (школьники 510 классов) постараемся с их уровней или же для их уровней ответить на вышеуказанные вопросы.
Постараемся дать ответы на 1-й и 3-й вопросы:
1. Задача № 1.
Условия задачи:
1.1). Даны 9 монет одинакового орнамента, цвета и размеров.
1.2). Их них одна монета фальшивая и она по весу легче настоящих.
1.3). Даны базарные весы с двумя чашами, но без набора гирь и без указательных стрелок.
Надо двумя взвешиваниями на базарных весах с двумя чашами найти фальшивую монету.
Для решения этой простейшей задачи необходимо проявить настоящую смекалку и 100% квалификацию экономиста-торговца.
Решение задачи:
На каждую чашу положим по 3 монеты.
Подвариант № 1_1:
1_1_1. Если чаши не уравновешены, то на чаше, которая выше по высоте (раз выше, то легче) другой находится фальшивая монета.
1_1_2. Из второй чаши весов убираем ненужные 3 настоящие монеты и в каждую чашу из первой чаши положим по 1 монете из чаши, которая была выше.
Если чаши на одном уровне, то фальшивая третья монета.
Если же чаши не уравновешены, то на чаше, которая выше по высоте другой (раз выше, то легче) находится фальшивая монета.
Подвариант № 1_2:
1_2_1. Если чаши уравновешены, то фальшивая монета находится среди оставшихся 3 монет.
1_2_2. Повторяем этап 1_1_2 подварианта 1_1.
Задача решена. Очень жаль, что ее не дали решить присутствующим школьникам.
2. Задача № 2.
Условия задачи:
2.1). Даны 10 стопок монет и в каждой стопке по 10 монет одинакового орнамента, цвета и размеров.
2.2). В одной из стопок все монеты фальшивые и вес одной фальшивой монеты 95 г.
2.3). Вес настоящей монеты 100 г.
2.4). Даны магазинные весы с одной очень большой и ровной чашей и указателем-стрелки на вес взвешенного товара.
Надо одним взвешиванием на магазинных весах с одной очень большой и ровной чашей и указателем-стрелки на вес товара найти стопку с фальшивыми монетами.
Эта задача предназначена школьникам, которые уже изучили раздел математики: арифметическая прогрессия.
Для решения этой простой задачи также необходимо проявить настоящую смекалку и 100% квалификацию экономиста-торговца.
Решение задачи:
2.1). Пронумеруем стопки с монетами: 1, 2, …, 9, 10.
2.2). На очень большую и ровную чашу положим рядом:
2.2.1). Из первой пронумерованной стопки - 1 монету;
2.2.2). Из второй пронумерованной стопки - 2 монеты;
2.2.3). Из третьей пронумерованной стопки - 3 монеты;
………
2.2.9). Из девятой пронумерованной стопки - 9 монеты;
2.2.10). Из десятой пронумерованной стопки - 10 монеты.
Итого, всего на очень большой и ровной чаше:
[(1+10)/2]*10 = [(11/2]*10 = 11*5 = 55 монет.
2.3). Методика расчетов выявления стопки с фальшивыми монетами дана в табл. 2_1_1.
1. (55-1)*100+1*95) 5495
2. (55-2)*100+2*95) 5490
3. ((55-3)*100+3*95) 5485
4. (55-4)*100+4*95) 5480
5. 55-5)*100+5*95) 5475
6. 55-6)*100+6*95) 5470
7. 55-7)*100+7*95) 5465
8. 55-8)*100+8*95) 5460
9. 55-9)*100+9*95) 5455
10. 55-10)*100+10*95) 5450
Примечание: 1). Вес настоящей монеты - 100 г; 2). Вес фальшивой монеты - 95 г;
В зависимости от того на какой вес (г) (столбец № 4) укажет указатель-стрелки магазинных весов на вес товара, то по столбцу № 1 найдем нужную стопку с фальшивыми монетами.
Задача решена. Очень жаль, что ее не дали решить присутствующим школьникам.
3. Основное уравнение для отрасли МТС СССР Госснаба СССР
Q(t) = F[ВОП(t), Все материальные затраты (без Амортизационных отчислений, Валовой прибыли, Фонда оплаты труда, Процентов за кредиты)(t)],
где
Q(t) - объем оптовой торговли системы Госснаба СССР за (t)-й год, млрд руб. ВОП(t) - Валовой общественный продукт СССР за (t)-й год, млрд руб. Все материальные затраты (без Амортизационных отчислений, Валовой прибыли, Фонда оплаты труда, Процентов за кредиты(t) за (t)-й год, млрд руб.
Чтобы догадаться о таких факторах нужно было: 3.1). Хорошо знать все основные годовые показатели в целом по народному хозяйству СССР и по отдельным отраслям, считаемые ЦСУ СССР (ныне ГосСтат РФ); 3.2). Проявить настоящую смекалку и 100% квалификацию; 3.3). Надо было хорошо освоить персональный компьютер и соответствующие компьютерные программы - электронные таблицы - Lotus 1-2-3, Excel, Quatrro.Pro), а также написать десятки программ в этих пакетах и т.д.
4. Простейшая экономико-математическая задача, решаемая по-разному (в силу совсем разных, несовместимых ценностей, психологий и менталитетов народов и наций) в странах Запада (США, Великобритания, Франция, Германия и т.д.), с одной стороны, и в странах Востока (РФ, КНР, Япония и т.д.), с другой стороны.
Исходные данные:
На базаре две подружки торговали, например, яблоками одного сорта, но разного размера, причем у каждой торговки все яблоки были одного размера.
4.1). У первой торговки было 10 яблок по цене:
4.1.1). 3 (долл./шт., ф.ст./шт., евро/шт. и т.д.) - для отдельных стран Запада,
4.1.2). 3 (руб./шт., юань/шт., йена/шт. и т.д.) - для отдельных стран Востока;
4.2). У второй торговки было 15 яблок по цене:
4.2.1). 5 (долл./шт., ф.ст./шт., евро/шт. и т.д.) - для отдельных стран Запада,
4.2.2). 3 (руб./шт., юань/шт., йена/шт. и т.д.) - для отдельных стран Востока;
Одна из торговок в начале торговли отлучилась по семейным обстоятельствам и попросила подружку за нее продать ее яблоки. Подружки-торговки решили торговать яблоками по средней цене: 3+5)/2 = 4 ден. ед./шт.
Общая сумма выручки получилась:
(4 ден. ед./шт.)*(10+15 шт.) = 100 ден. ед.
Настоящая же общая выручка должна была быть:
(3 ден. ед./шт.)*(10 шт.) + (5 ден. ед./шт.)*(15 шт.) = 30 ден. ед. + 75 ден. ед. = 105 ден. ед.
Итого общая недостача составляет:
(105 ден. ед. - 100 ден. ед.) = 5 ден. ед.
Возникает вопрос - как распределить общий убыток в 5 ден. ед. между двумя торговками-подружками?
Естественно, они сами договориться между собой не смогли и пошли в суд рядиться-судиться.
1). В стандартном западном суде рассуждали бы так:
1.1). Средняя цена: (3+5)/2 = 4 ден. ед./шт. была установлена с согласия обеих торговок;
1.2). Все остальные показатели даны выше.
Тогда:
Первая торговка к своей законной выручки (3 ден. ед./шт.)*(10 шт.) = 30 ден. ед. дополучает: (4 ден. ед./шт. - 3 ден. ед./шт.)*(10 шт.) = 10 ден. ед.
Итого у первой торговки общая присудимая выручка:30 ден. ед. + 10 ден. ед. = 40 ден. ед.
Вторая торговка к своей законной выручки (5 ден. ед./шт.)*(15 шт.) = 75 ден. ед. недополучает: (4 ден. ед./шт. - 5 ден. ед./шт.)*(15 шт.) = - 15 ден. ед.
Итого у второй торговки общая присудимая выручка:75 ден. ед. - 15 ден. ед. = 60 ден. ед.
2) В стандартном восточном суде рассуждали бы так:
2.1). Средняя цена: = (3+5)/2 = 4 ден. ед./шт. была установлена с согласия обеих торговок, но она была ошибочной;
2.2). В силу первого условия убытки должны делить обе торговки.
2.3). Общей средней ценой должна была быть: (3*10+5*15)/(10+15) = 105/25 = 4?2 ден. ед.
2.4). Все остальные показатели даны выше.
Тогда: Первая торговка к своей законной выручки (3 ден. ед./шт.)*(10 шт.) = 30 ден. ед. недополучает: (4,2 ден. ед./шт. - 4 ден. ед./шт.)*(10 шт.) = 2 ден. ед.
Итого у первой торговки общая присудимая выручка: 30 ден. ед. - 2 ден. ед. = 28 ден. ед.
Вторая торговка к своей законной выручки (5 ден. ед./шт.)*(15 шт.) = 75 ден. ед. недополучает: (4,2 ден. ед./шт. - 4 ден. ед./шт.)*(15 шт.) = - 3 ден. ед.
Итого у второй торговки общая присудимая выручка: 75 ден. ед. - 3 ден. ед. = 72 ден. ед.
5. Наглядный пример несовместимость ценностей, психологий и менталитетов западных и восточных народов и наций (Запад и Япония)
Для западного экономического мышления характерно устанавливать отрицательную корреляцию между безработицей и инфляцией, причем уровень безработицы существенно ниже 5%, как считается, инициирует инфляционное давление. Однако в Японии многие годы средний уровень безработицы составляет менее 3%, а уровень инфляции 1,5% .
К 1990-м гг. американские и японские экономисты определили основные различия двух экономических укладов. Единственный в своем роде низкий уровень импорта промышленных товаров в Японии «нельзя объяснить на основе общепринятых экономических факторов». «Японская экономика не следует западной логике, и что бы ни говорили западные прогнозисты, самая простая причина кроется в том, что это не свободно-рыночная экономика. Японцы создали такой тип экономики, которая ведет себя так, что ставит в тупик западных наблюдателей и не позволяет применять свои способности к предвидению».
Среди ведущих промышленно развитых стран японская экономика является уникальной в своем роде потому, что японское общество уникально не-западное. Японское общество и японская культура отличаются от западных, в особенности от американских.