Идеи и ценности как способ конструирования символического пространства национальной идентичностистатья
Статья опубликована в журнале из списка RSCI Web of Science
Информация о цитировании статьи получена из
Web of Science,
Scopus
Статья опубликована в журнале из перечня ВАК
Статья опубликована в журнале из списка Web of Science и/или Scopus
Дата последнего поиска статьи во внешних источниках: 11 ноября 2019 г.
Аннотация:Автор рассматривает нацию как “воображаемое политическое сообщество” (по Б. Андерсону), конструирование которого осуществляется с помощью знаков, идей и ценностей, обретающих символическую форму и образующих национальное символическое пространство. Национальная идентичность определяется как особый вид психологической связи личности с политической нацией, делающей индивида чувствительным к тому, что касается его государства, его страны. Основная гипотеза исследования: если формирование нации – это создание с помощью идей и ценностей символических форм, в которых воплощаются совместно создаваемые репрезентации, то национальная идентичность складывается в процессе интериоризации этих символических форм, их отображения в психике людей. В статье выделяется два вида символов: символы-сигнификаторы, выполняющие номинативную функцию, и символы-интеграторы (мифологемы и идеологемы), несущие в себе смысловые интерпретации образа нации. Показывается, что символы-сигнификаторы в отличие от простых знаков способны вызывать определенные эмоциональные состояния, в которых отображается чувственное отношение индивида к своей нации. Символы-интеграторы образуют символический универсум нации, т.е. комплекс конструкций, способных развертываться в области, недоступные для актуального восприятия и находящиеся за пределами непосредственного опыта человека. Значение символического универсума для формирования национальной идентичности заключается не только в его особой роли в конструировании образа нации, своеобразного коллективного Мы, но и в заложенной в нем способности воссоздавать, актуализировать в психике человека эмоциональное отношение к этому образу. Обосновывается неизбежность и противоречивый характер обновления символического универсума. Определяются условия, при которых символический универсум оказывается неспособным поддерживать единую систему представлений, образ коллективного Мы, следствием чего становится утрата им функции формирования национальной идентичности. Раскрывается особая роль государства в поддержании целостности национального символического универсума. Российский символический универсум характеризуется как проблематичный, переживающий период острых дискуссий по вопросам национального самоопределения, но не утративший своей консолидирующей функции. Показывается, что национальная идентичность большинства россиян формируется посредством интериоризации символов державности.