Аннотация:В статье приводится оценка мероприятий по стабилизации мерзлотных условий в основании железно-
дорожной насыпи на примере участка Амуро-Якутской железнодорожной магистрали (АЯМ). Стабильная
работа железнодорожных магистралей, расположенных в зоне распространения многолетнемерзлых по-
род (ММП), как правило, связана прочностью самых мерзлых пород, являющихся для них основанием.
Сохранение температуры мерзлых грунтов и положения верхней границы ММП при эксплуатации желез-
ных дорог является главных факторов устойчивой работы сооружения.
Железная дорога существенно изменяет температурное поле многолетнемерзлых грунтов (ММГ) ос-
нования. Проверка на возможность начала оттаивания основания является обязательным условием при
проектировании железнодорожных насыпей. Как правило, проверку осуществляют с помощью аналити-
ческих методов и математического моделирования.
В настоящее время, как в российской так зарубежной строительной практике, есть ряд инженерных
мероприятий, призванных сохранить или охладить мерзлое основание железных дорог. В данной работе
дана оценка эффективности следующих охлаждающих мероприятий по поддержанию грунтов основа-
ний насыпей в мерзлом состоянии: применение каменной наброски, установка вентиляционных коробов,
применение теплоизоляционных материалов и установка термосифонов. Оценка проводилась численным
методом с помощью программ, разработанных на кафедре геокриологии МГУ им. М.В. Ломоносова.
В основу программ положено численное решение задач. Для моделирования был выбран участок же-
лезной дороги АЯМ, расположенный в пределах ледового комплекса. Высота насыпи составляет 4,5 м.
Характерной особенностью суглинисто-супесчаных грунтов этого участка является содержание мощные
повторно–жильные льдов, залегающих на глубине 2–5 м от дневной поверхности, тем самым обуславли-
вающих высокую льдистость грунтов.
Результатом математического моделирования стало определение стационарной температуры на подо-
шве насыпи и положения кровли ММГ под телом насыпи после 50 лет ее эксплуатации при работе вышеу-
казанных стабилизационных мероприятий, что позволило оценить эффективность охлаждения основания
работы различных мероприятий.