Аннотация:Аннотация. Комментарии П.Я.Гальперина к исследованиям Л.Леви-Брюля позволяют рассмотреть основные компоненты и операциональную структуру ориентировочной основы изучения культур, теоретический базис кросс культурных исследований. Работы Л.Леви-Брюля, привлекшие внимание П.Я.Гальперина, показывали специфику культурно-исторического мышления человека, проживающего в обществе, функционирующей в так называемой «доисторической» культуре. Изучая характеристики мышления, которое ученые называют культурно-историческим, можно понять характеристики социального взаимодействия, а также специфические способы познания и представления мира. Образ мира, как абстрактная представленность взаимодействия человека и действительности. Стратегии познания определяются образом мира, материализованным в культуре. Культура закрепляет и транслирует базовые образующие образа мира - ценностные ориентации и способы представления и осознания культурного опыта.
Культура создается при помощи средств материализации, в качестве которых выступают разнообразные языки. Особое место занимает язык искусства. Структурная характеристика культуры, опосредствованной модели образа мира, требует системного подхода к ее изучению. В данном случае системность подразумевает не только последовательность логических операций, позволяющих выделить и классифицировать явления (артефакты), но и обосновать закономерности образовавшейся взаимосвязи объектов, получивших взаимодополняющие и взаимообусловленные характеристики единого комплекса.
Для разработки инструментов и необходимых операций, позволяющих исследовать культуру как модель образа мира необходимо безусловное, неоспоримое культурное, системно структурированное происхождение анализируемого материала. Искусство может выступать в качестве такого материала, поскольку с одной стороны оно воплощает в произведениях искусства нравственные и эстетические законы, принятые в определенной культуре, а с другой стороны средств, технологии и логика художественного творчества передают характеристики познавательной стратегии, благодаря которой данная культура создана.
Познание мира осуществляется при помощи знаково-символических кодов, различных знаково-символических систем, языков, которые опосредствуют когнитивные процедуры в разных видах деятельности человека. Результат опосредствования представлен в виде текстов, в которых реализуются структурные функции операциональных единиц языка. Психологическим механизмом, позволяющим создавать, воспринимать, понимать и транслировать тексты, выступает символизация.
Изучение принципов символизации, реализованных при создании текстов, дает возможность исследовать образ мира.
Ключевые слова: ориентировочная основа освоения, образ мира, культура, символизация.