Аннотация:Создание «Устной газеты РОСТА» (1921), «Радиогазеты РОСТА» (1924) стало началом нового периода в истории российского радиовещания, когда радио превращалось в самостоятельное средство массовой информации. Журналистика на радио развивалась, главным образом, путем приспособления газетных жанров к устному использованию и восприятию на слух. Начав с информационных сообщений, с использования газетных статей, радио овладело навыками подготовки печатных текстов к эфиру, а затем литературной речью с элементами разговорного стиля, то есть от чтения перешло к пересказу и прямому общению со слушателями.
Форма радиогазеты в истории российской радиожурналистики стала своего рода моделью будущего «вещательного дня», объединяя информационные выпуски, политические доклады, актуальные репортажи, беседы на научные темы, экономические обозрения, интервью с руководителями разных рангов, концерты по заявкам, сатирические стихотворные фельетоны, литературно-музыкальные композиции.
И в качестве исторического свидетельства важны радиогазеты. «Исследователь имеет возможность… проследить развитие событий в динамике… Однако он сталкивается с необходимостью оценки отдельного радиосообщения с точки зрения его достоверности и уникальности» [2, с. 78]. В научное поле зрения попадают конкретно-исторические условия того времени, как следствие – задачи пропаганды, а также специфика радиовещания, источники сообщений, комплекс сопутствующих текстов литературы и мемуаров.
Для анализа происходившего в стране и мире в качестве эмпирического материала необходимо использовать и радиоинформационные заметки. Радиогазета передавала в эфир вести, имевшие важное политическое значение и нуждавшиеся в высоком уровне оперативности. Телеграммы включались в выпуск немедленно по получении их Российским телеграфным агентством. Такое обстоятельство значимо для историков при определении степени достоверности материалов данных передач.
Кроме текстов РОСТА, печатные органы пользовались различными ссылками. При передаче данных из-за несовершенства технических средств связи часто закрадывались ошибки не только в географические названия, фамилии и др., но и в оценку фактов, что принципиально. Но, поскольку радиогазета готовилась непосредственно в аппарате РОСТА, подобные просчеты практически исключались.
По мнению известного историка Т.М. Горяевой, следует определить документы радиовещания как самостоятельный вид источника и именовать их «звуковыми документами» [2, с. 86]. Обращение к радиозаметкам дает концентрацию актуального, правдивого содержания, позволяющего осмыслить реальные факты в полной динамике их развития и взаимосвязи с другими событиями и явлениями.
В фондах Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ) хранится 78 утренних и вечерних номеров радиогазеты «Всем! Всем! Всем!» за период с 11 мая по 10 июля 1925 г. Так первоначально числились в архивной описи тексты «Радиогазеты РОСТА» – неоценимые документальные свидетельства. Данная радиогазета выходила сначала каждые два дня (по понедельникам, средам, пятницам и воскресеньям), затем – ежедневно утренним и вечерним выпусками. Так, первый номер «Утренней газеты» часового хронометража прозвучал в эфире 31 марта 1925 г. в полдень – в 12:30.
Анализ текстов выпусков дает представление о радиогазете как форме радиожурналистики середины 1920-х гг. Каждый «эфир» начинался, к примеру, так: «Всем! Всем! Всем!!! Пролетарии всех стран, соединяйтесь!!! Утренняя радиогазета № 46. Вторник 19-го мая 1925г.» [1]. Читал тексты радиоконферансье: «Содержание: Последние новости из заграницы и по Союзу Советских Республик. Рассказ тов. Карпова – «Андел». Стихотворенье тов. Барбье – «Собачий пир». Стихотворенье тов. Бувье – «Чернь». Музыка и пенье. Последние новости из заграницы и по Союзу Советских Республик. Со всего света. В какие театры и кино итти сегодня вечером. Рассказ тов. Зощенко. – «Искусство». Стихотворенье тов. Верхарна – «Кузнец». Стихотворенье Томаса Гуда – «Песня работника». Музыка и пение. Новости рынка. О крестьянском займе» [1].
Форма радиогазеты представляла собой не отдельную эпизодическую передачу, а сжатую программу, сложную звучащую структуру, объединявшую в себе несколько материалов. Новости и отчеты, статьи и беседы, фельетоны и письма слушателей приобрели форму органично четко, логично сверстанного звукового издания.
Радиогазета убедительно показала, что для отечественного радиовещания характерны регулярные передачи, радиопериодика придала новому СМИ программный характер. Были заявлены содержательные рубрики, многие тематические радиопередачи; сохранено многоголосье передач (их вели один-два или несколько ведущих); объединены самые разные по жанрам и тематике материалы, в совокупности составившие систему звуковых «эпизодов» [3, с. 32].
В рамках радиогазетной формы были заложены не только основы программирования. В редакции сформировались кадры радиожурналистов. Радиогазеты 1920-х – начала 1930-х гг. – это история становления радиожурналистики как нового важного направления журналистики XX века, радиожанров как разновидности общежурналистских жанров [4, с.133]. С учетом доминирующих признаков и в соответствии с общепринятой в радиожурналистике жанровой классификацией в радиогазете выделялись три основные группы: информационная, аналитическая и художественно-публицистическая. Опробованы разнообразные жанры и формы: радиопереклички, радиомитинги, радиособрания, радиораешник, радиоэстрада, радиофильмы, радиокомпозиции и др.
В период становления отечественной радиожурналистики границы между жанрами только намечались, и для материалов радиогазет, своеобразных по своим форме и языку, были характерны как особенности многих жанров, так и общность в своей предназначенности для радио как вида массовой коммуникации, рассчитанного на слуховое восприятие, обладающего высокой степенью воздействия на малограмотную аудиторию.
Оригинальные радиожанры (трансляция, трансляция с пояснениями-комментариями, переклички с выступлениями у микрофона и др.) «возникали прежде всего в недрах радиогазеты – синтетической, во многом близкой к печатной газете передачи, которая даже своим названием подчеркивала эту кровную близость» [4, с.133]. Процесс формирования происходил на базе постепенно обретаемых радиогазетой новых, относящихся только к радио качеств и компонентов.
Радиогазета создала первооснову для появления на радио и многих журнальных форм, таких, к примеру, как радиожурнал, радиообозрение, радиоканал. Кроме того, отдельные выездные выпуски радиогазет, транслировавшиеся, к примеру, из зала Политехнического музея, иногда сравниваются с форматом своеобразного радиошоу с участием публики, когда слушатели получили реальную возможность вступать в дискуссию как с радиожурналистами, так и с приглашенными государственными, партийными, хозяйственными и военными деятелями.
Литература и источники
1.ГАРФ. Ф. 391. Оп. 6. Ед. хр. 14. Л. 1.
2.Горяева, Т. М. Радиогазета 20-х – начала 30-х годов как исторический источник // История СССР. – 1984. – № 1. – С. 72-86.
3.Гуревич, П. С., Ружников, В. С. Советское радиовещание. Страницы истории / П. С. Гуревич, В. Н. Ружников. – М.: Искусство, 1976. – 382 с.
4.Дубровин, Б. В. Об эволюции газетных форм и жанров на радио (1922-1932 гг.) // Журналистика. Наука. Образование. Практика. – Л., 1971. – С. 114-133.