Аннотация:Статья посвящена географической структуре российского рынка туризма. Анализ охватывает 20-летний период с середины 1990-х годов до 2015 г. В статье обобщен большой массив статистической информации из разных официальных источников, что позволило проследить количественные, а также качественные изменения в географии туристских потоков в Российской Федерации. Освещаются современные тенденции в развитии международного и внутреннего туризма в России: сужение сегмента зарубежного отдыха россиян, переориентация потребительского спроса на внутренние поездки, рост въездного туристского потока в страну. Раскрываются факторы структурных изменений в географии туристских потоков: падение цен на нефть, резкие колебания курса рубля по отношению к мировым валютам, сложная экономическая ситуация в стране и сокращение платежеспособного спроса населения, запрет продажи туров на самых массовых выездных туристских направлениях – в Египет и Турцию, введение международных санкций и др. Сделан вывод о том, что современный экономический кризис привел к «тектоническому сдвигу» в российском туризме и изменению парадигмы отрасли. Перспективы ее процветания связываются с развитием внутреннего и въездного туризма. Вместе с тем для цивилизованного общества важен и выездной туризм. Все три вида туризма образуют целое, устойчивость которого зависит от их гармоничного развития.