Аннотация:Начиная с 1980-х гг. в общинах Северной и Южной Америки с участием российских дубчесских скитов развивается весьма острая полемика о правильном перстосложении на иконах. Симптомы будущего разделения были обозначены Самсоном Анфилофьевым в письме от 3 июня 1985 г. А.К. Килину в Белореченск, где отмечался ряд отступлений от Устава, в том числе нарушения изображений перстоложения у образов Иоанна Предотечи, Богородиц Смоленской и Казанской. Причина коренилась в жизненном опыте староверов, собравшихся на американской земле, в «смелых действиях» приехавших из Восточного Китая, «в слабом житии насчет базара у туретских людей», в том, что они «некнижные, всюду ветром колеблемы» [1, 18-20]. По мнению А.К. Килина, причина разногласий в появлении «двоедушных мужей», понимающих антихриста двояко – и духовно и чувственно, что ведет к постоянной двузначности, проявившейся в дальнейшем и в признании возможности бытования не только двуперстия, в появлении «однокрестников» и «двукрестников». Попытки согласования своими силами и с привлечением экспертов из научного мира не остановили процесс поляризации сообщества. Дубчесские скиты часовенного согласия в Красноярском крае (Россия), разрушенные в годы гонений, построили свое возрождение также на привлечении и объединении разных последователей староверия и на собирании всего сохранившегося наследия, создав уставные положения, основанные на реалиях нашего времени. Именно дубчесские насельники стали авторитетными наставниками для движения «двукрестников», призывая «не зазирать старые иконы», даже если двуперстие изображено не по старообрядческой традиции [2, 6]. Разделение и обостренная полемика осложняют ситуацию в американских общинах, но, в тоже время, проявляют особенности современного этапа старообрядческой истории.
1.Агеева Е.А. Староверы в России и Америке - общее и особенное в переписке и полемике второй половине ХХ века//Труды по русcкой и славянской филологии. Лингвистика. Новая серия IV .Русские староверы за рубежом. Тарту, 2000.
2. Тамара Юмсунова Моррис. Ричард Моррис. Школа в Орегоне.// Старообрядец. 2011. №48.
Содержание и тема выступления на польском или английском языке (выступления на русском языке); русском или английском (выступления по-польски) – ок. 1000 знаков
The report is devoted to contemporary debates among Old belivers in
North and South America on the shape of the sign of the Cross in the
icons. The differences that emerged in the 1980s, today took shape in
the movement "odnokrestniki" and "dvukrestniki." Sketes of
the chapels confession in the Krasnoyarsk region (Russia), destroyed
during the years of persecution, have built their revival in the union
of various followers of the Old Believers. These sketes that based on
the preserved heritage have become authoritative guides to the
movement "dvukrestniki" and they urged not to abandon the old icons,
even if they not shown the sign of the Cross in the Old Believers'
tradition.
Disputes over the proper way of making the sign of the Cross is only
one manifestation of the deep changes taking place in the modern Old
Believers of America, its synthesis is almost a century of experience
of living abroad.