Аннотация:Приведены результаты натурных наблюдений за состоянием авто- и железных дорог в Норильском промышленном районе. Установлено, что многие участки дорог деформированы, некоторые уже не эксплуатируются. Выявлены основные причины существенного снижения надежности дорог (социально-экономические и связанные с природными условиями). Оценено влияние климата, рельефа, литологии на устойчивость дорог. Показано, что главными причинами деформаций является сложное мерзлотно-геологическое строении оснований. Количественное моделирование показало , что в основании подсыпок под дороги и в самих подсыпках формируется специфичный квазистационарный терморежим, с которым связаны прочностные параметры, в т.ч. под регулярно очищаемым от снега полотном дорог существует высокопрочное мерзлое ядро,а под откосами (в зонах складирования снега и подтоплении примыкающих участков) образуются ослабленные высокотемпературные зоны, в пределах которой грунты обладают повышенной пластичностью, деформированностью. Исследованы три основные группы деформаций авто- железных дорог в регионе: а) связанные с криогенными склоновыми процессами; б) обусловленные дополнительным охлаждением полотна и оснований; в) связанные с отеплением. Детально описаны результаты морозобойного растрескивания, просадок и неравномерных осадок при вытаивании подземных льдов, сползание откосов и насыпей в целом и другие виды деформирования инфраструктуры.