Аннотация:Продолжено изложение материалов теоретико-методологического исследования фено-
мена конкуренции и понятийно близких с ним категорий. Описаны и проанализированы
сходство и различия ситуаций конкурентного и конфликтного взаимодействия и соответст-
вующих им поведенческих стратегий. Рассмотрены основные траектории развития ситуации
конкуренции, в том числе в контексте схемы Томаса-Килмана. Представлены и обоснованы
парадигмальные и контекстуальные рамки для исследования феномена конкуренции в его
соотнесении с глобальными (по своей роли в психологии) понятиями деятельности и обще-
ния. Раскрыто представление этих трех метакатегорий посредством выделения присущих
для них особенностей взаимодействия субъектов с объектами и между собой: субъект-
объектное (в теории деятельности), субъект-субъектное (в теории коммуникации) и субъект-
объектно-субъектное взаимодействия (в теории кооперации-конкуренции). Отмечено опре-
деленное сходство парадигм «конкуренции» и «деятельности», при том, что парадигма
«конкуренции» рассматривается как более универсальная, чем парадигма «индивидуальной
деятельности». Введен и обоснован тезис об актуальности развития теории конкуренции как
конструкции общепсихологического уровня в ее взаимосвязи с развитием теории деятельно-
сти. Проведен функционально-ситуационный анализ феномена конкуренции, описана функ-
циональная структура конкурентной среды и конкурентной деятельности. Описаны конку-
рентные мотивы и эмоции, изложены основные положения конкурентного психоанализа.
Сформулировано положение о том, что включение понятия «конкуренция» в категориаль-
ный аппарат психологии позволяет осуществлять продуктивное междисциплинарное со-
трудничество гуманитарных и социальных наук в рамках комплексного языкознания.