Аннотация:В наших исследованиях изучались содержание и дидактические условия формирования одной из главных способностей растущего человека – его умения учиться самостоятельно. Мы исходим из того, что стержень этого умения образуют мыслительные способности ребенка. Руководящая идея этой части разработки состояла в том, что развитие мышления определяется степенью овладения школьником учебной деятельностью. Эта идея близка положениям теории учебной деятельности Эльконина-Давыдова. Вместе с тем, имеются и существенные отличия. В модели учебной деятельности этой научной школы явно выступают лишь два «полюса» активности, соответствующие диспозиции основных участников образовательного процесса, - учителя и учеников. Как нам представляется, такая модель несет в себе принципиальные ограничения, затрудняющая получить желаемый эффект при использовании ее в качестве конструктивной основы вовлечения школьника в процесс самообразования. Основная концептуальная трудность состоит в следующем. Умение учиться самостоятельно по своей сути предполагает выход ребенка за пространство «учитель-ученик». Ограниченность 2-х полюсной модели не столь заметна на ступени начального образования школьников. Здесь учитель может уверенно брать на себя не только функцию непосредственного управления учебными действиями. Педагог готов решать и другие задачи, волнующие школьника: интерпретировать и доводить до сознания ученика значения и смыслы его деятельности, намечать перспективу учебной работы и осуществлять ее коррекцию, давать оценку учебным достижениям школьника. Более того, для многих младших школьников учитель является авторитетным источником информации и примером для выработки жизненных ориентиров, прямо не связанных со школьными делами. Однако, при переходе в основную, а тем более в старшую школу положение меняется. Особенно заметной становится «теснота» пространства учитель-ученик в ходе активного профессионального самоопределения школьника. Здесь семантическое пространство школьника должно обрести и другие измерения. Таковой может служить модель учебной деятельности, базирующаяся на описанной выше 4-х полюсной модели трудовой деятельности.