Место издания:Институт прикладной физики РАН Н.-Новгород
Первая страница:67
Последняя страница:69
Аннотация:Лекция, посвященная проблемам происхождения высших психических функций человека и экспериментальным подходам к поиску их предпосылок у животных. Обсуждается проблема происхождения речи человека. Установлено, что «языковое поведение» человекообразных обезьян, включая не только усвоение отдельных знаков, но и понимание синтаксиса звучащей речи человека, может формироваться путем культурной передачи (подражание людям и сородичам). Можно констатировать, что «язык», которым оперируют «говорящие животные», удовлетворяет большинству критериев Hockett. При всех ограничениях языковые способности антропоидов можно сопоставить с языком двухлетнего ребенка. Тем не менее, достижения человекообразных обезьян не следует переоценивать. Так, их словарь ограничен по сравнению со словарем ребенка даже 2-2,5 лет, «продуктивность» языка проявляется только как тенденция; свойство «перемещаемости» проявляется главным образом в способности говорить о предметах, находящихся вне поля зрения, тогда как способность передавать информацию о прошлом и будущем представлена в зачаточной степени. Можно считать доказанным, что эти обезьяны понимают значение порядка слов в простых предложениях, но их собственные «высказывания» ограничиваются двумя-тремя «словами», что, впрочем, характерно и для 2-летних детей. Наиболее важно иметь в виду, что у «говорящих» обезьян отсутствует даже намек на «языковый взрыв» и какое-то совершенствование с возрастом. Таким образом, приближение к языку 2-летнего ребенка – это, по-видимому, предел их языковых способностей. В лекции рассмотрены данные о «языковых» зонах в мозге антропоидов, оценки «языкового поведения» человекообразных обезьян и правомерность гипотезы о том, что оно сходно с языком человека на самых ранних этапах антропогенеза.