Место издания:Общероссийская общественная организация «Лига здоровья нации» Москва
Первая страница:267
Последняя страница:272
Аннотация:В Межведомственной стратегия формирования здорового образа жизни населения, профилактики и контроля неинфекционных заболеваний на период до 2025 года, подготовленной специалистами-медиками, очень правильно и подробно расписано участие в данном процессе учреждений системы здравоохранения. Однако формирование здорового образа жизни является более общей, комплексной междисциплинарной задачей. Так, в статье 30 Федерального закона № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» говорится о том, что «формирование здорового образа жизни у граждан начиная с детского возраста обеспечивается путем проведения мероприятий, направленных на информирование граждан о факторах риска для их здоровья, формирование мотивации к ведению здорового образа жизни и создание условий для ведения здорового образа жизни, в том числе для занятий физической культурой и спортом». Поэтому в данной работе столь важна согласованная работа различных ведомств – не только здравоохранения, но и образования, спорта и молодёжной политики. Согласно Федеральным образовательным стандартам (ФГОС) разного уровня, формирование культуры здорового, безопасного и экологически-целесообразного образа жизни является важной частью программ воспитания и социализации в каждой образовательной организации. Федеральный закон № 273 «Об образовании в Российской Федерации» возлагает ответственность за реализацию данного направления образовательного процесса на педагогических работников (ст. 48, п. 1). Задачи укрепления здоровья населения и развитие человеческого потенциала стали предпосылкой и основой для разработки и внедрения в нашу жизнь Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне (ГТО)» (Указ Президента Российской Федерации «О всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)» от 24.03.2014 № 172). В таком контексте важно, чтобы принципы междисциплинарного взаимодействия для достижения общей цели сохранения здоровья нации охватывали также и следующие направления.
1. Внутри системы здравоохранения. Необходимо изменить функционал школьных медицинских работников, включив в их обязанности не только оказание первичной медико-санитарной помощи и проведение профилактических мероприятий, согласно планам работ медицинских учреждений, как это регламентировано законодательными актами систем здравоохранения (ФЗ-323) и образования (ФЗ-273), но и:
организацию плановых профилактических осмотров обучающихся (возможно – с привлечением научно-медицинских организаций, реализующих проекты мониторингов здоровья обучающихся);
медицинское сопровождение всех форм и видов физического воспитания – совместно с педагогами основного и дополнительного образования, реализующими программы физкультурно-спортивной направленности;
профилактику аддиктивных форм поведения (табакокурение, употребление алкоголя и психоактивных веществ) – совместно со школьными психологами.
Необходимо также оказывать всемерную поддержку и пропагандировать опыт движения «Школ здоровья» (РОШУМЗ), как инструмента обеспечения безопасной и здоровой образовательной среды, реализуемого Институтом гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГАУ «ННПЦЗД» Минздрава России.
2. Взаимодействие медицинского сообщества с системой образования. Педагогическим коллективам системы общего образования необходима помощь со стороны медицинских работников в реализации ФГОС ООО в разделах «Личностные требования (портрет выпускника»), «Предметные результаты (по БЖД, физической культуре и естествознанию), «Содержание программ воспитания и социализации», «Требования к условиям реализации ООО». Кроме того, необходима экспертная оценка медицинского сообщества типовых и реальных образовательных программ, включающих формирование у обучающихся личностных компетенций формирования здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни. В системе дополнительного образования, помимо перечисленных позиций, педагогам нужна квалифицированная помощь медицинских организаций различного профиля при организации отдыха и оздоровления детей (ФЗ-124), особенно в выездных мероприятиях.
3. Взаимодействие медицинских работников с организациями, подведомственными Министерству спорта: необходимо совершенствовать медицинское сопровождение деятельности спортивных школ, спортивных секций.
4. Взаимодействие системы здравоохранения с общественными организациями. В системе образования давно и успешно функционирует Общероссийская общественная организация содействия укреплению здоровья в системе образования, на базе которой ежегодно проводится Всероссийский форум «Здоровьесберегающее образование: опыт, проблемы, перспективы развития» и Всероссийский конкурс «Учитель здоровья России». Опыт, накопленный этой общественной организацией, полезен не только педагогическим, но и медицинским работникам, занимающимся профилактической работой. Кроме того, нельзя не упомянуть о системе школьных и студенческих спортивных клубов (в системе профессионального образования, среднего и высшего), реализующих программы привлечения молодёжи к систематическим занятиям физкультурой и спортом.