Исследование влияния антифрикционных модификаторов на свойства поверхности эластомеров на основе пропиленоксидного каучукастатьяИсследовательская статья
Статья опубликована в журнале из списка RSCI Web of Science
Информация о цитировании статьи получена из
Web of Science,
Scopus
Статья опубликована в журнале из перечня ВАК
Статья опубликована в журнале из списка Web of Science и/или Scopus
Дата последнего поиска статьи во внешних источниках: 26 декабря 2018 г.
Аннотация:В работе исследованы различные типы протекторных резин, используемых в пневматических ши-
нах различного назначения. Оценено влияние различных каучуков, используемых при изготовле-
нии протекторов, на структуру поверхности резины, ее трибологические и адгезионные свойства.
Проведены исследования и сравнительный анализ результатов, полученных при трибологических
испытаниях и при микроскопических исследованиях. Микроскопия поверхности образцов прово-
дилась до и после трибоиспытаний. Для визуализации поверхности применяли методы растровой
электронной микроскопии (с элементным анализом) и сканирующей зондовой микроскопии. При
помощи указанных методов исследован характер изменения поверхности в процессе трения, кото-
рое моделировалось на трибометре со схемой контакта “резиновое кольцо – диск”. Установлено,
что изношенные поверхности всех исследуемых эластомеров имеют близкую структуру и типичный
микрорельеф поверхности, но (в зависимости от используемого каучука в основе резины и приме-
няемых наполнителей) имеют различные адгезионные и механические свойства. В работе отмеча-
ется, что высокие значения коэффициента трения скольжения и схожесть структур поверхностей
исследуемых резин свидетельствуют об их одинаковом абразивном механизме изнашивания. Про-
веденные лабораторные испытания показали, что при высоких температурах с увеличением нор-
мальной нагрузки коэффициент трения протекторных резин уменьшается. В то же время, при низ-
ких температурах обнаружена обратная зависимость. Установлено, что изменение релаксационных
свойств резин за счет температуры существенно влияет на зависимость коэффициента трения от
скорости скольжения, при этом коэффициент трения (и, соответственно, потери энергии) макси-
мальны в диапазоне температур 15–20°С.