Аннотация:В статье рассматривается взаимосвязь уровня эмоционального вы-
горания и смысложизненных ориентаций педагогов. В ходе эмпирическо-
го исследования показано, что у респондентов с выраженным уровнем
эмоционального выгорания статистически чаще наблюдаются рассогла-
сования в системе смысложизненных ориентаций, чем у респондентов с
невыраженным синдромом эмоционального выгорания. Для последних
характерны внутренняя гармония, принятие своего прошлого, настоящего
и будущего. В статье также обозначен парадокс: стрессовые ситуации,
провоцирующие эмоциональное выгорание, могут при определенных
обстоятельствах рассматриваться и как условия развития педагогов и
психологов. В выявлении таких условий и разработке на их основе бо-
лее современных медико-гигиенических нормативов труда педагогов и
психологов авторы видят перспективы новых исследований синдрома
эмоционального выгорания.
Ключевые слова: синдром эмоционального выгорания, смысложиз-
ненные ориентации, профессиональные деструкции, профессиональный
стресс, дистресс, психолого-педагогическая деятельность.
The article is devoted to considering of the interrelation of level of
emotional burning out and life-meaning orientations of teachers and
psychologists. During empirical research it was shown that workers with the
expressed level of emotional burning out statistically mismatches in the system
the life-meaning orientations observed more often, than at workers with not
expressed syndrome of emotional burning out for whom internal harmony,
acceptance of the past, the present and the future are more characteristic. It is
the paradox designate in the article: stressful situations provoking emotional
burning out, under certain circumstances can be considered as conditions of
development of teachers and psychologists. Thus, prospects of new researches of
a syndrome of emotional burning out contact us with the identification of these
Пряжников Николай Сергеевич — докт. пед. наук, профессор кафедры
возрастной психологии ф-та психологии МГУ имени М.В. Ломоносова. E-mail:
nsp-22@mail.ru
Ожогова Елена Геннадьевна — канд. психол. наук, доцент кафедры педаго-
гики и психологии детства ф-та начального, дошкольного и специального образо-
вания Омского гос. пед. ун-та (ОмГПУ, г. Омск). E-mail: oeg80@yandex.ru
34
conditions and development on this basis of more modern medico-hygienic
standards of work of teachers and psychologists, which while, unfortunately,
is not present.
Key words: syndrome of emotional burning out, life-meaning orientations,
professional destructions, professional stress, distress, psychology and
pedagogical activity.