Аннотация:Православное христианство, становясь матрицей русской культуры, утрачивает свое
специфически религиозное содержание, выступая как чистая структура, например, в радикальных реформах
Петра I или в ходе революционных событий 1917 года. Для современной России, находящейся в состоянии
«плавающей идентичности», это особенно важно осознать, ибо витальную значимость обретает поиск общей
метафизической базы для, казалось бы, совершенно не совместимых между собой периодов ее исторического
бытия: православно-имперского и советского, как выражающих общую основу ее самобытной цивилизации.
Такой базой является диалектическая стратагема, выступающая, с одной стороны, как светская концептуализация христианской традиции, с другой, – как теоретическое обоснование революционного действия по радикальному преображению социального мира. Неслучайно, поэтому именно у нас, в православной России, сохранявшей дух первоначального христианства, сверхпопулярными становились такие мыслители, как Ф. Шеллинг, Г. Гегель, К. Маркс, формировавших и интерпретирующих как раз диалектическую парадигму.
Диалектика, осмысленная во всей ее полноте, по существу снимает (Aufheben) противоречие между воинствующим атеизмом марксизма-ленинизма и христианством, между «красным» и «белым» этапами отечественной истории. Русский социалист А. Герцен весьма проницательно обозначил гегелевскую диалектику как «алгебру революции», давая понять, что событие революции не сводится к элементарной «арифметике» – борьбе атакующего класса за власть и собственность, что революция имеет и духовное измерение, которое, в конечном счете, проявит себя в окончательном освобождении личности от всех форм отчужденного существования.
Ключевые слова: диалектика, революция, православие, христианский социализм, матрица культуры,
консерватизм.