Аннотация:В статье рассматривается, каким образом почвенническое мировоззрение повлияло на поэтику художественной прозы Ап. Григорьева, способствовавшего усвоению почвенниками основополагающих категорий его «органической критики». Основным объектом исследования стали мемуары Ап. Григорьева «Мои литературные и нравственные скитальчества», которые в 1862–1864 годах печатались в журналах братьев Достоевских. Автором исследования показывается, как на уровне поэтики в мемуарах выступают категории «живой жизни», народности, народа, почвы и типического. Наиболее ярко эти категории проявляются в описаниях Москвы. Подробнее всего Ап. Григорьевым описывается Замоскворечье, т.к. писатель считает эту часть города, населенную выдвинувшимся на первый план купечеством, наиболее типическим лицом Москвы. Нерегулярный план Замоскворечья, естественное формирование его улиц, а также большое количество на его территории древних церквей с самобытным стилем помогают Григорьеву доказать, что этот район и весь город в целом является колыбелью русской культуры, русской почвой. Григорьев также обращается к образу Аркадии, идеального топоса, который помимо личного приобретает идейное измерение. Уникальность этого образа проявляется перенесением его из сельской местности в урбанистическую. Тем не менее, при создании своей городской, купеческой Аркадии Григорьев обращается к топосам старого дома и сада, традиционным для деревенской дворянской «усадебной Аркадии», которая превалировала в то время в русской литературе.