ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
ИСТИНА ИНХС РАН |
||
Объем отчета — 37 страниц. Отчет содержит 4 иллюстрации, 1 таблицу. Состоит из 4 разделов, для написания которых было использовано 174 источника литературы. В рамках научной школы культурно-исторической психологии, историко-эволюционного и системно-деятельностного подходов проводились теоретические, эмпирические и прикладные исследования. Руководителем темы, профессором А.Г. Асмоловым подготовлен раздел 1 «Современные тренды историко-эволюционного и культурно-исторического подходов». Анализируется понятие преадаптации к неопределенности, как краеугольного понятия, на основе которого будет формироваться новое, гибридное направление психологии — эволюционная психодинамика. Отдельно рассматривается понятия установки и неосознаваемого семантического прайминга с точки зрения историко-эволюционного подхода. Также представлена концепция когнитивной психологии активности, центральной понятием которой является задача, понимаемая как цель, поставленная в определенных условиях (А.Н. Леонтьев). В этом смысле цель является тем звеном, которое определяет выбор культурных средств, которые в соответствии с текущими обстоятельствами (условиями) обеспечивают успешное и внимательное исполнение. В разделе 2 «Движение и становление личности», подготовленном ст.н. сотр. А.М. Айламазян, продолжается углубленный анализ роли движения в становлении личности. Отмечается, что роль движения в процессе формирования личности может меняться зависимости от: 1) уровня в иерархии деятельности; 2) вида/характера/способа построения движения. Особый акцент ставится на позно-тоническом компоненте моторики, так как поддержание вертикального положения требует активности и на произвольном, и на непроизвольном уровнях психической регуляции. И таким образом, способ поддержания вертикального положения тела отражает определенную личностную стратегию или установку. Раздел 3 «Социальная оценка стигматизируемых групп» подготовлен вед.н.сотр. (на 0,5 ставки) С.Н. Ениколоповым. В нем освещаются направления исследований негативной креативности, описываются механизмы оправдания собственной агрессивности и методы исследования суицидальных аспектов личности. В рамках первого направления проводился анализ феномена негативной и асоциальной креативности в сфере образования, результатом которой является ненамеренно наносимый вред. Проведено исследование, в котором выявляются механизмы легитимизации собственной агрессивности (имплицитная теория насилия). В рамках второго направления опубликованы статьи, в которых представлены результаты адаптации методик «Шкала душевной боли», «Причины для жизни» и «Опросник причин попытки суицида» на русскоязычной выборке психически здоровых людей. Раздел 4 «Культурно-исторический подход: прикладные исследования» подготовлен ст.н.сотр. А.И. Чекалиной. В этом разделе представлены результаты исследований, опубликованные в виде тезисов и докладов на международных конференциях по двум направлениям: 1) исследованиям эмоциональной сферы женщин, страдающих расстройствами пищевого поведения; 2) контент-анализ содержания общения переговоров космонавтов и Центра управления полетами: методологические аспекты.